Игра «Мы осенние листочки. Игры руками детей «Осенние листья Подвижная игра «Птички в гнездышках»

Спортивное развлечение

«В гостях у осени»

Задачи:

1. Создавать обстановку эмоционального благополучия.

2. Совершенствовать умения и навыки, полученные в совместной деятельности по физической культуре педагога и детей.

3. Закреплять знания о временах года, признаках осени.

4. Воспитывать у детей чувство коллективизма, умение сопереживать.

Инвентарь: листочки по количеству детей; две корзинки; грибы по количеству детей; шесть елок; шишки; два платка; «лужи»; скамейка; дуга; канат; муляжи «фруктов и овощей»; два маленьких обруча.

Ход досуга.

Дети входят в зал, под запись песни «Осень наступила», выстраиваются в шеренгу.

Ведущий: Снова осень за окошком,

Дождик сыплется горошком,

Листья падают, шурша,

Как же осень хороша!

Ребята, чем богата осень? Давайте отправимся сейчас в необычное путешествие и побываем в гостях у Осени.

1-й ребёнок:

Листья золотом расшиты,

Тропки дождиком умыты,

В ярких тапочках грибы,

Всё нам, осень, даришь ты!

2-й ребёнок:

Всюду ходит-бродит осень,

Вот листву и тополь сбросил.

3-й ребёнок:

Посмотрите – у рябинки,

Покраснели щёчки,

На дорожку полетели

Жёлтые листочки.

4-й ребёнок:

Журавли на юг летят.

Здравствуй, здравствуй, осень!

Все дети:

Приходи на праздник к нам

Очень, очень, просим!

Ведущий: Молодцы, ребята, какие красивые стихи об осени вы знаете. А теперь отправляемся в путь.

Идём во двор.

(Ходьба на носках, пятках, обычная) .

Подул осенний ветер.

Какой замечательный воздух осенью!

(Спокойная ходьба с восстановлением дыхания) .

Ведущий: Закройте глаза и представьте, что мы в лесу. Посмотрите сколько кругом листьев. Давайте возьмём по листочку и поиграем с листьями.

Подвижная игра «Мы – листочки».

Мы листочки, мы – листочки, (Стоя, поднять руки вверх)

Мы осенние листочки. (Покачивание туловища в стороны)

Мы на веточке сидели. (Присесть на корточки)

Ветер дунул – полетели

Мы летали, мы летали. (Бег в разных направлениях)

А потом летать устали

Перестал дуть ветерок –

Мы присели все в кружок – (Присесть)

Ветер снова вдруг подул,

И листочки быстро сдул. (Бег, медленно кружась на месте)

Все листочки полетели

И на землю тихо сели. (Присесть)

Ведущий: После дождя в лесу трудно идти по тропинке, но мы не привыкли отступать!

Дорожка препятствий. Ходьба по гимнастической скамейке, прыжки через «лужи», подлезание под дуги, ходьба по шнуру приставным шагом боком.

Ведущий: Вот мы и на месте. Какая красота!

В зал заходит Осень.

Осень: Кто меня звал? Здравствуйте, ребята!

Я Осень золотая. Поклон вам мой, друзья!

Давно уже мечтаю о встрече с вами я!

У меня в руках корзинка,

В ней осенние дары.

Всё, чем только я богата,

Принесла для детворы.

Принесла вам овощи с огородной грядки

А вот, чтобы их узнать,

Загадки нужно отгадать.

Загадки.

В золотистой шелухе,

Очень нравится он мне,

Стоит счистить шелуху,

Слёзы проливать начну. (Лук)

Круглое, румяное.

Сочное и сладкое,

Очень ароматное,

Наливное, гладкое. (Яблоко)

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла,

Ты посоли её немножко,

Ведь, правда, вкусная… .(Картошка)

70 одёжек и все без застёжек. (Капуста)

Осень. Молодцы, отгадали все загадки.

Ведущий. Осень, осень золотая

Поиграй сегодня снами

Мы хотим с тобой играть!

Аттракцион «Рассортируй овощи и фрукты».

На противоположных сторонах зала кладётся по одному малому обручу. Посередине зала рассыпаются вперемешку 2 набора дидактических игрушек «Овощи» и «Фрукты». Ведущий вызывает 4 игроков, которые проходят в центр зала и становятся возле игрушек. Двое из игроков будут собирать «овощи» и складывать их по указанию ведущего в один из обручей, двое других детей будут собирать «фрукты» и складывать их в другой обруч. После слов ведущего:

Малыши, не зевайте,

Урожай собирайте!

игроки начинают собирать «овощи» и «фрукты», относить их в указанные обручи.

Ведущий: Ребята, какие осенние месяцы вы знаете? Какие признаки осени назовёте?

Подвижная игра «Осенний дождь».

Капля раз, капля два,

Капля медленно сперва,

А потом, потом, потом,

Всё бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли,

От дождя себя укрыли.

Дети медленно идут по кругу, ускоряют темп, бегут по кругу, осматриваются, поднимают руки вверх «зонтиком».

Осень: А вы знаете стихи обо мне.

(Дети читают стихи.)

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

Пролетают паутинки

С паучками в серединке

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Всё летит! Должно быть, это

Улетает наше лето!

Осень в гости к нам пришла

Дождь и ветер принесла

Дует ветер, задувает,

С веточек листву срывает.

Листья по ветру кружатся

И под ноги нам ложатся…

Ведущий: В лесу, в лесочке

Выросли грибочки!

Ребята, а какие грибы вы знаете?

Эстафета «Собери грибы в корзину».

Дети строятся в две колонны по одному за линиями старта, обозначенными на полу липучками. Напротив каждой из линий старта на расстоянии 5-6 м ставится по одной плетёной корзинке. Между линиями старта ставится по 3 ёлочки. Расстояние между ёлочками 1м. Под каждой из ёлочек кладутся на пол по 2-4 «грибов». По команде ведущего «Раз, два, три, грибы в корзину собери! » первые игроки каждой из команд начинают двигаться «змейкой» между «ёлочками», берут по пути из-под какой-либо из ёлок один гриб, добегают до корзинки, кладут в неё гриб, возвращаются бегом в свою команду, передают эстафету следующему игроку.

Осень: Звери запасают грибы, орехи, вот и белочка хлопочет, давайте поможем ей.

Аттракцион «Собери белкам шишки».

Произвольно выбираются двое детей. В руки детям даются небольшие плетёныё корзинки, глаза завязываются непрозрачными платками. По команде ведущего «Раз, два, три, шишки собери! » игроки начинают собирать в корзинки еловые и сосновые шишки, рассыпанные по полу зала. По команде «Стоп, игра! » дети прекращают собирать шишки. Ведущий и Осень подсчитывают собранные игроками шишки.

Осень: Сегодня мы с вами поиграли в разные игры, веселились! Молодцы! А теперь мне пора прощаться с вами. До свидания!

Веселые зайчата.

Цель игры: Развивать речевую активность детей, упражнять в умение в соответствии с текстом выполнять движения. Закрепить знания о зайце. Упражнять в прыжках на двух ногах.

Слова воспитателя Движения:

И детей:

Ну-ка, дружно все присели, Присесть на корточки.

Друг на друга поглядели. Поглядеть друг на друга.

Лапками похлопали: Хлопки в ладоши.

Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп.

Что у зайцев на макушке? Показ ушей на голове.

Пляшут весело там ушки.

Раз подскок, два подскок – Встать, прыжки на месте.

Поскакали все в лесок. Прыжки с передвижением вперед.

Снежинки и ветер.

Цель игры: Развивать речевую активность детей, упражнять в умение в соответствии с текстом выполнять движения. Закрепить знания о сезонном явлении зима (снег, снежинки). Упражнять в беге, в равновесии.

Слова воспитателя Движения:

И детей:

Снежинки, снежинки по ветру летят. Легкий бег в разных направлениях.

Снежинки, снежинки на землю хотят.

А ветер дует все сильней и сильней, Бег.

Снежинки кружатся быстрей и быстрей. Медленно кружась на месте.

Вдруг ветер утих, стало тихо кругом, Бег врассыпную присесть на корточки

Снежинки слетелись в большой

Снежный ком.

Лягушки.

Цель игры: Развивать речевую активность детей, упражнять в умение в соответствии с текстом выполнять движения. Закрепить знания о лягушках. Упражнять в прыжках на месте, в беге врассыпную.

Слова воспитателя Движения:

И детей:

Вот лягушки по дорожке Прыжки на двух ногах.

Скачут, вытянувши ножки. Воспитатель хлопает в ладоши

Ква-ква, ква-ква-ква! Дети разбегаются.

Скачут, вытянувши ножки.

Цыплята на полянке.

Цель игры: Развивать речевую активность детей, упражнять в умение в соответствии с текстом выполнять движения. Закрепить знания о цыплятах. Упражнять в беге

В рассыпную.

Слова воспитателя Движения:

И детей:

С лучом света, спозаранку,

Разбегутся по полянке Бег на носочках, махая руками,

Желто-яркие комочки, как крыльями.

Как пушистые цветочки.

Разукрасят всю полянку,

А, наткнувшись, на жестянку, Присесть постучать пальцами по полу.

Постучат по ней немножко,

Словно летний дождь в окошко,

И опять – все врассыпную! Бег врассыпную в разных направлениях.

Быстро весело снуют.

Добывая корма крошки

На земляных дорожках. Присесть постучать пальцами по полу.

Еж с ежатами.

Цель игры: Развивать речевую активность детей, упражнять в умение в соответствии с текстом выполнять движения. Закрепить знания о ежах, как они говорят.. Упражнять в беге в разном направлении, в равновесии.

Слова воспитателя Движения:

И детей:

Под огромною сосной, Бег за воспитателем «ежом»,

На полянке, на лесной, Произносить звуки: «Фрр-фрр-фрр!»

Куча листьев, где лежит,

Еж с ежатами бежит.

Ну, вокруг все оглядим Присесть, вытягивая шею вверх.

На пенечках посидим,

А потом все дружно спляшем, Покружиться, раскрыв пальцы рук.

И иголки все покажем

Показали, покружились

И домой заторопились. Убежать и сесть на скамейки.

Медведь.

Цель игры: Развивать речевую активность детей, упражнять в умение в соответствии с текстом выполнять движения. Закрепить знания о медведе. Упражнять в ходьбе по кругу, взявшись за руки, бег в рассыпную. Учить играть по правилам.

Слова воспитателя Движения:

И детей:

Как-то мы в лесу гуляли Ходьба по кругу, взявшись за руки.

И медведя повстречали.

Он под елкою лежит, Остановиться, послушать.

Растянулся и храпит.

Мы вокруг него ходили Ходьба в другую сторону.

Косолапого будили:

«Ну-ка, Мишенька, вставай Подойти к медведю, сузить круг.

И быстрее нас догоняй!»

Одуванчик.

Цель игры: Развивать речевую активность детей, упражнять в умение в соответствии с текстом выполнять движения. Закрепить знания об растение «Одуванчик». Упражнять в ходьбе по кругу, взявшись за руки, в наклонах в стороны, в беге в рассыпную. Развивать равновесие, воображение.

Слова воспитателя Движения:

И детей:

Одуванчик, одуванчик! Присесть, пальцы в замок над головой.

Стебель тоненький, как пальчик. Медленно встать, руки вверх над головой,

Голова, что шар пушистый. Не разъеденяя пальцев рук, покачаться

Если ветер быстрый – быстрый в стороны, бег в рассыпную.

На полянку налетит,

Все вдруг сразу запестрит:

Одуванчики – тычинки

Разлетятся хороводом Взявшись за руки, ходьба по кругу.

И сольются с небосводом.

Курочка – рябушечка.

Цель игры: Развивать речевую активность детей, упражнять в умение в соответствии с текстом выполнять движения. Закрепить знания о курице и цыплятах.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением курицы и цыплят, объясняет почему ее называют «Рябушечкой». Затем предлагает поиграть. Выбирают курочку.

Слова воспитателя Движения:

И детей:

Курочка – Рябушечка, куда ты пошла? Ходьба друг за другом, спрашивают курочку.

На речку. Ответ курочки (воспитатель помогает)

Курочка – Рябушечка, за чем ты пошла?

За водичкой.

Курочка – Рябушечка, зачем тебе водичка?

Цыпляток поить. Показ, как курочка и цыплята пьют воду.

Курочка – Рябушечка, как цыплятки просят пить?

Пи-пи-пи-пи-пи-пи!

Петушок

Цель игры: Развивать речевую активность детей, упражнять их в правильном звукопроизношении, закрепить знания о петушке.

Ход игры: ……. Произносят слова:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь?

Что ты громко поешь?

Детям спать не даешь!

Сова

Цель игры: Приучать детей слушать стихотворение, понимать его смысл и действовать по сигналу.

Слова воспитателя Движения:

И детей:

В лесу темно, Дети ходят по кругу.

Все спят давно. Остановившись, изображают

Все птицы спят, спящих птиц.

Одна сова не спит,

Летит, кричит,

Совушка-сова, Сова показывает, какая у нее

Большая голова, большая голова. Вертит головой,

На суку сидит, смотрит по сторонам.

Головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг – как полетит!

Уточка

Цель игры: Приучать детей действовать в соответствии со словами стихотворения, углубить их знания об уточке.

Уточка луговая,

Серая, полевая,

Где ты ночку ночевала?

Под кустиком, под березкой.

Сама утя хожу,

Детей своих вожу,

Сама утя поплыву,

Детей своих поведу.

Птицы и автомобиль

Цель игры: Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения.

Слова: Движения:

Прилетали птички, Дети –птички «летают» и прыгают.

Птички-невелички,

Весело скакали, Садятся на корточки, стучат пальчиками об пол.

Зернышки клевали.

Вороны

Цель игры: Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения, упражнять в правильном произношении звука р , учить говорить то громко,

то тихо.

Слова: Движения:

Вот под елочкой зеленой Дети бегают по комнате,

Скачут весело вороны: размахивая руками, как крыльями.

«Кар-кар-кар!» (Громко)

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

«Кар-кар-кар!» (Громко)

Только к ночи умолкают Садятся на корточки, руку под щеку –

И все вместе засыпают: засыпают.

«Кар-кар-кар!» (Тихо.)

Пчелки

Цель игры: Упражнять детей в диалогической речи, в правильном произношении звука ж , учить действовать по словесному сигналу.

Слова пчелки-мамы: Движения:

Полетели пчелки Пчелки летают (дети бегают по комнате,

Собирать мед с цветочков. Размахивая руками) и жужжат.

Мишка-медведь идет,

Мед у пчелок унесет, Пчелки летят в улей (угол комнаты).

Пчелки, домой! Медведь направляется туда же.

Слова пчелок-детей:

Этот улей – домик наш,

Уходи, медведь, от нас: Пчелки машут крыльями, прогоняя

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж! медведя, и улетают от него. Медведь

Старается их поймать.

Раздувайся пузырь.

Цель игры: Развивать речевую активность детей, упражнять в умение в соответствии с текстом выполнять движения. Упражнять в ходьбе, беге. Закрепить знания о свойстве воздуха.

Ход игры: Воспитатель вместе с детьми образует круг. Обращает внимание, какой он получился большой, как пузырь. А теперь сделаем маленький кружок, И начинает читать стихотворение.

Раздувайся, пузырь.

Раздувайся, большой,

Оставайся такой!

Да не лопайся!!!

После того, как образовался большой круг, воспитатель говорит: «Лопнул пузырь». Дети и воспитатель хлопают в ладоши, и сбегают в центр круга. Игра продолжается. Заканчивать игру так: воспитатель говорит «Полетели маленькие пузырьки, полетели, полетели». Дети разбежались в разные стороны.

Лохматый пёс.

Цель игры: Приучать детей слушать стихотворение, понимать его смысл и действовать по сигналу. Знакомить с повадками сторожевой собаки. Учить ходить на носочках, тихо держась за руки. Развивать ходьбу, бег, воображение.

Слова воспитателя Движения:

И детей:

Вот лежит лохматый пёс, ребенок, который играет роль пса, сидит

В лапы свой уткнувши нос. на стульчике и прикрывает лодочками нос.

Тихо-смирно он лежит, дети тихонько, взявшись за руки, идут к псу.

То ли дремлет, то ли спит.

Подойдем к нему, разбудим, дети хлопают в ладоши. Пес просыпается,

И посмотрим, что-то будет? лает. Дети убегают, пес их ловит.

Листопад

Цель игры:

Слова воспитателя Движения:

И детей:

Листопад, листопад Дети бегают

Листья жёлтые летят. кружатся

Листья жёлтые летят, машут листочками

И на землю падают, ложатся. Приседают и кладут листочки на землю.

Зайка.

Цель игры: Приучать детей действовать в соответствии со словами стихотворения, углубить их знания о зайце.

Ход игры: Дети встают в круг. Вместе с воспитателем говорят текст и выполняют движения.

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так,

И ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть,

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать!

Скок-скок-скок-скок,

Надо зайке поскакать!

Кот и мыши.

Цель игры: Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения. Развивать ходьбу, бег, внимание.

Знакомить повадками кота и мышей с их особенностями.

Слова воспитателя Движения:

И детей:

Тише мыши не шумите. Кот спит в центре круга, дети-мыши водят хоровод

Кота Фильку не будите.

Вот проснется Филька кот.

Разобьет ваш хоровод. мыши хлопают в ладоши, кот просыпается, мяукает.

Мыши убегают, кот их ловит.

У медведя во бору.

Цель: Развивать речевую активность детей, умение соотносить свои действия со словом. Закрепить знания о медведе, о лесе, что в лесу растёт.

Ход игры:

Слова: Движения:

У медведя во бору Дети и восп. имитируют сбор грибов и ягод,

Грибы ягоды беру, медленно приближаются к медведю.

А медведь сидит Дети и воспит. убегают, а медведь их догоняет.

И на нас рычит.

Хохлатка.

Цель: Упражнять детей в выразительном чтении стихотворения. закреплять

Закрепить знания о повадках курицы-наседки.

Ход игры:

Слова: Движения:

По двору хохладка Дети ходят, бегают.

По двору мохнатка

С цыплятами идёт.

Чуть дети зазиваются,

Шалят и разбегаются,

Сейчас к себе завёт: Воспитатель зовёт детей.

Куда? остановитесь!

Куда? куда? вернитесь!

Не смейте убегать! Дети подходят к воспит.

Мороз – красный нос.

Цель игры: Упражнять в ходьбе по кругу, бег врассыпную, развивать внимание, ловкость. Закрепить знания о сезонном явлении зима (мороз, холод). Развивать речевую активность детей.

Ход игры: Воспитатель вместе с детьми образует круг. Водящий в центре круга – «Мороз-Красный нос». Все вместе читают стихотворение.

Слова водящего (Деда-мороза) Движения:

Я – Мороз- красный нос. дети идут по кругу, держась за руки.

Кто из вас решится

В путь-дорожку пуститься?

Слова воспитателя

И детей:

Не боимся мы угроз, после слова «мороз», дети разбегаются,

И не страшен нам мороз. Водящий их ловит.

Мы осенние листочки.

Цель игры: Развивать речевую активность детей, упражнять в умение в соответствии с текстом выполнять движения. Закрепить знания о сезонном явлении осени (желтеют и опадают листья с деревьев)

Слова воспитателя Движения:

И детей:

Мы – листочки, мы – листочки, Стоя, поднять руки вверх.

Мы – осенние листочки. Покачивание туловища в стороны.

Мы на веточке сидели, Присесть на корточки.

Ветер дунул – полетели. Бег в разных направлениях.

Мы летали, мы летали,

А потом летать устали.

Перестал дуть ветерок –

Мы присели все в кружок. Присесть на корточки.

Ветер снова вдруг подул, Бег.

И листочки быстро сдул. Медленно кружась на месте.

Все листочки полетели

И на землю тихо сели. Присесть на корточки.

Лошадки.

Цель игры: Развивать речевую активность детей, упражнять в умение в соответствии с текстом выполнять движения. Закрепить знания о лошадях, подрожать движениям звукам, которые издают лошади. Упражнять в беге.

Правила игры: Скакать как лошадки и останавливаться по сигналу. Подрожать лошадкам и кучерам.

Воспитатель читает детям стихи, после дети скачут как лошадки.

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

А.Барто.

Или

Моя лошадка.

Я свою лошадку

Больно не хлещу,

Я свою лошадку

Славно угощу.

Ест моя лошадка

Манго и маис,

Белый сахар сладкий

И вареный рис.

Поскачем по долинам,

По кручам и лесам….

Я ее из глины

Сегодня сделал сам.

Шринатх Гупта

Или

Конь.

Гоп-гоп-гоп,

Конь пошел в галоп!

Напою коня лихого,

Сам прибью коню подкову.

Гоп-гоп-гоп,

Конь пошел в галоп!

Немецкая песенка.

«Мы ребята дошколята».

Цель: развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами

стихотворения, обогащать словарь детей, развивать бег, внимание.

Ход игры: дети стоят в ряд, напротив сидит один ребенок – ловишка. Дети говорят стихотворение, и подходят к ловишке, по окончанию слов убегают, ловишка догоняет детей.

Мы ребята дошколята,

Любим бегать и играть,

Ну попробуй нас догнать.


В игре участвует сначала небольшое число детей, затем может быть привлечено 10-12 человек. Вместо домиков-стульев можно использовать большой пестрый зонтик, под который дети прячутся по сигналу «Дождик!». Во время прогулки можно предложить детям собирать цветы, ягоды, попрыгать, походить парами.

При повторении игру можно усложнить, разместив домики (по 3-4 стула) в разных местах комнаты. Дети должны запомнить свой домик и по сигналу бежать в него.

Мимическая игра «Осень»

Изобразить Раннюю Осень. У Ранней Осени легкая поступь, весе лое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразить Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гони мая. Изобразить плачущую Осень.

Наше настроение: Показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день.

Увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы уди вились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широ ко раскрываются, при опускании — почти закрываются.

Любуемся красивым нарядом Осени: «О-о-о, о-о-о, о-о-о!» Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах!»

Пальчиковая игра «Засолка капусты»

Пальчиковая гимнастика для детей , которая сопровождается стишками, очень полезна для детского развития, так как она развивает память, тактильную чувствительность, восприятие, эмоции, мелкую моторику, мышление, речь малыша.

Мы капусту рубим,

Движения прямыми кистями вверх-вниз.

Мы морковку трем,

Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя.

Мы капусту солим,

Имитировать посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмем.

Сжимать и разжимать пальцы.

Пальчиковая игра «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять.

Загибают пальчики, начиная с большого.

Будем листья собирать.

Сжимают и разжимают кулачки.

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба

мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

«Шагают» пальчиками.

(Н. Нищева)

Игра «Сдуй листок со стола»

На столе перед каждым ребенком раскладываются листья деревьев, дети стоят на коленях или садятся на корточки перед столом так, чтобы листья находились на уровне губ. По команде взрослого дети делают глубокий вдох и дуют на листья, вытянув губы трубочкой. При этом взрослый следит за тем, чтобы дети не поднимали плеч на вдохе и не раздували щек на выдохе. Упражнение не стоит выполнять более 3—4 раз. Цель - развивать речевое дыхание.

Подвижная игра «Поймай листок»

Цель - развить умение подпрыгивать на месте как можно выше.

Ход игры: Дети пытаются поймать листок, висящий на веточке или летящий по воздуху.

Подвижная игра «Листопад»

Цель - закрепить знание детей о цвете, величине осенних листьев. Закрепить понятие «листопад».

Всем детям раздаются листья из осеннего букета.

Взрослый: Дует легкий осенний ветерок: “У-у-у-у-у-у-у-у” (тихо). Листочки едва шевелятся. Подул сильный ветер: “У-у-у-у-у-у-у-у!” (громко). Заблудились мы в лесу, закричали мы: “АУ!” (Сначала громко, потом тихо). Осенние листочки на веточках сидят, осенние листочки с нами говорят:

“А-о-и-у”. (Под музыку они кружатся с листочками в руках.)

Налетел ветер, и листочки стали опадать.

Листопад, листопад, листья желтые летят. (Дети, у которых желтые листочки бросают их на коврик и приседают).

Листопад, листопад, листья красные летят. (Дети, у которых красные листочки бросают их на коврик и приседают).

Подвижная игра «Птички в гнездышках»

В этой подвижной игре может быть задействовано столько детей, сколько позволяет площадь проведения игры.

Итак, дети сидят на корточках в кругах, начерченных на земле. Это и есть «гнездышки». По сигналу взрослого все «птички» вылетают, разлетаются в разные стороны, приседают, «разыскивая корм», снова летают, размахивая руками-крыльями. По сигналу «Птички, в гнездышки!» малыши должны возвратиться на свои места. Важно, чтобы дети действовали по сигналу, улетали от «гнездышка» как можно дальше и возвращались бы

только в свое «гнездышко».

Подвижная игра «Гуси-лебеди»

На одной стороне площадки проводится черта, отделяющая «гусятник». По середине площадки ставится 4 скамейки, образующие дорогу шириной 2-3 метра. На другой стороне площадки ставится 2 скамейки - это «гора».

Все играющие находятся в «гусятнике» - «гуси». За горой очерчивается круг «логово», в котором размещаются 2 «волка».

По сигналу - «гуси - лебеди, в поле», «гуси» идут в «поле» и там гуляют. По сигналу «гуси - лебеди домой, волк за дальней горой», «гуси» бегут к скамейкам в «гусятник». Из-за «горы» выбегают «волки» и догоняют «гусей».

Выигрывают игроки, ни разу не пойманные

Подвижная игра «Белки-шишки-орехи»

Все ребята встают, взявшись за руки, по три человека, образуя беличье гнездо. Между собой они договариваются, кто будет белкой, кто - орехом, кто -шишкой.

Водящий один, гнезда у него нет. Есть в этой игре еще и ведущий, который произносит слова: белки, шишки, орехи.

Если он сказал белки, то все белки оставляют свои гнезда и перебегают в другие. В это время водящий занимает свободное место в любом гнезде, становясь белкой. Тот, кому не хватило места в гнездах, становится водящим.

Если ведущий говорит: орехи, то местами меняются орехи и водящий, занявший место в гнезде, который становится орехом.

Водящий и ведущий могут быть разными людьми, а может обе функции выполнять один человек. Ведущим может быть подана команда: белки-шишки-орехи, и тогда меняются местами сразу все.

Подготовила Марьяна Чорновил

Оборудование:

Осенние листья большие и маленькие.
Вырезанные из картона листья желтого, красного и зеленого цветов и таких же цветов вазы (подносы, пакеты или т. п.)
Вырезанные из клеенки лужи.
Орехи, игрушка «белка», пластиковая бутылка с вырезанным «дуплом».
Пластилин желтого, красного и зеленого цветов, листы бумаги с нарисованным деревом.
Деревянные шпатели с прикрепленными к ним прищепками красного, желтого, зеленого цветов.
Вырезанные из клетки для яиц цветы и клумбы, пальчиковые краски.
Клей, листы бумаги с фоном «осень, стволы деревьев без кроны).
Музыкальные детские инструменты.
Аудиозаписи: «Вальс цветов» П. И. Чайковского, песня «Осень, осень наступила, листья осыпаются».

Ход занятия:

Приветствие

Здравствуйте, ребята, как хорошо, что вы все сегодня пришли!

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Сегодня мы отправимся в гости к осени.

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.
(Сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы,
(Загибают пальчики, начиная с большого)

Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём.
(«Шагают» по столу средним и указательным пальцем)

Дидактическое упражнение «Большие и маленькие листочки»

Вот перед вами листочки. Они разные. Вот большой листок. А вот маленький листок. Покажите мне большой листок. Покажите маленький листок. Положите большой листок на стол. Положите маленький листок сверху на большой. А теперь положите маленький листок на стол и накройте его сверху большим листом. Спрятался маленький листок. Большой лист накрыл маленький так, что маленький лист не видно.

Дыхательное упражнение «Подуй на листок»

Вот подул ветер и листок улетел.

Динамическая пауза «Листочки»

Мы листики осенние.
(Плавное покачивание руками вверху над головой)

На ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели.
(Подуть, развести руки в стороны)

Мы летели, мы летели
(Бег)

И на землю тихо сели.
(Присесть)

Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(Подуть, плавное покачивание руками вверху над головой)

Закружились, полетели
И на землю снова сели.
(Дети садятся на ковер)

Игра «Ветер дует, задувает, все листочки обрывает»

Дети снимают разноцветные прищепки с деревянной палочки - «срывают листочки».

Сенсорно-динамическая пауза «Собери листочки по цвету»

У нас есть листочки разного цвета. Давайте соберем их и сложим в букет.
В эту вазу несите листочки вот такие. (Показ). Какого они цвета? Желтого. В желтую вазу соберем желтые листочки. Вот эта ваза какого цвета? Красного. В красную вазу будем собирать красные листочки. А вот эта ваза какого цвета? Зеленого. В зеленую вазу собирайте листочки зеленого цвета.

Лепка барельефная «Листики осенние»

На лист бумаги с нарисованным деревом, дети прикрепляют кусочки пластилина, отщипывая их пальцами, прикладывая к ветке и придавливая.
Пальчиковая гимнастика «Дождик-дождик, понемножку, капай-капай на ладошку» Пальчики стучат по ладошке как капельки дождя.

Игра «Резиновые сапожки надеваем мы на ножки»

Делаем движения, как будто надеваем настоящие сапожки. Надев «сапожки» - начинаем ходить по «лужам» (стараемся идти так, чтобы наступать только на «лужи», не наступать на пол).

Посади цветы на клумбу

В вырезанные из клетки для яиц цветы, дети пальчиком с краской ставят «серединку». Затем «сажают» цветы на клумбу - три секции из той же клетки для яиц, выкрашенной в коричневый цвет.

Слушание музыки

Дети слушают музыку («Вальс цветов» П. И. Чайковского). А затем воспитатель предлагает детям взять в руки цветы и подвигаться в свободном темпе.

Дидактическая игра «Собери орешки для белочки»

Посмотрите, кто это? Это белка.

Запасает впрок орешки
Для еды и для потешки.
Путь к дуплу скорлупкой мелкой
Нам указывает белка.

Давайте поможем белке собрать орехи. Вот у меня один орех. А сколько орехов у вас? Много орехов. Я возьму свой один орех и положу в дупло беличьего дерева. Вот так. А теперь вы складывайте орехи в дупло. У вас орехов много. Вот будет белка рада!

Динамическая пауза «Дует, дует ветер»

Дует, дует ветер, дует задувает.
(Протяжный выдох)

Желтые листочки с дерева срывает.
(Плавно опустить поднятые руки)

И летят листочки над лесной дорожкой.
(Махи руками)

Падают листочки прямо нам под ножки.
(Присесть)

Аппликация из осенних листьев

У вас на картинке нарисована осень. Только не хватает у деревьев красивой осенней листвы. Мы сделаем ее из настоящих листочков. Приложите их к стволам деревьев. Красиво получилось? Теперь приклейте листочки.

Музыкально-ритмическое упражнение «Осень, осень наступила»

Дети берут музыкальные инструменты и отбивают ритм под песенку.

Осенние подвижные игры для детей дошкольного возраста 3-7 лет

Варшавская Наталья Владимировна, воспитатель МБДОУ № 54 «Веснушки», г. Междуреченск, Кемеровская обл.
Описание: Данный материал будет полезен родителям, воспитателям детских садов, инструкторам по физической культуре.
Пояснительная записка: Нашим детям хочется что-то нового и интересного, думаю, что мои игры помогут педагогам и просто любознательным родителям провести незабываемую прогулку с детьми осенью!
Цель: Повышение положительного настроя и укрепление психоэмоционального здоровья детей.
Задачи:
укреплять здоровье играющих;
способствовать их правильному физическому развитию;
содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них;
воспитывать необходимые морально-волевые и физические качества;
прививать организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно заниматься играми в осенний период.

«Вот и все, вот и кончилось теплое лето…» На легких рыжих лапах незаметно подкралась волшебница-осень.
Закружила вальсом разноцветной листвы, украсила аллеи и парки алыми гроздями рябины и боярышника, набросила на увядающую траву кисею холодных, утренних рос.
Солнечные и ясные дни сентября и октября дают возможность детишкам вдоволь нагуляться перед длинной зимой. Осенние игры для детей будут очень кстати, ведь они дают возможность сделать прогулки гораздо содержательней и интересней. А уж если есть возможность совершить путешествие в разноцветный осенний парк, то это будет большим и содержательным приключением – интересным, познавательным и развивающим.
Все чаще небо по утрам хмурится и сеет мелким, занудным, затяжным дождем. Настроение осенью, прямо скажем, падает в соответствии с показателями уличного термометра. Что же делать? Как сохранить подольше летнее тепло в сердце и улыбку в душе? Как победить осеннюю хандру и грусть? Опрос детей 3 – 7 лет, проведенный в нашем детском саду показал, что лучшим средством от хандры являются веселые подвижные игры! Выходите во двор, поиграем вместе!

Подвижная игра «Ветер и листья».

По сигналу «Ветер!» - дети бегают по площадке в разных направлениях, помахивая листочками («ветер кружит в воздухе осенние листья»). По сигналу «Нет ветра!» - приседают («листья упали на землю») (1,5-2 мин). Бегать, не наталкиваясь, уступать дорогу друг другу; действовать по сигналу.

Подвижная игра «Осенний букет»

Задачи: совершенствовать умение дифференцировать листья разных деревьев, развивать наблюдательность, внимание.
Ход игры: дети стоят по кругу, в центре-листья. Под музыку дети движутся по кругу. Музыка прекращается, каждый ребёнок выбирает себе листок. Дети с листьями одного дерева составляют осенний букет, проговаривая с какого дерева листья. Далее дети кладут листья в круг и игра начинается заново

Подвижная игра «Найди пару»

Задачи: учить составлять пары листьев по одному признаку, указанному взрослым, закреплять знания о форме, цвете и размере, развивать слуховое и зрительное восприятие.
Ход игры: дети стоят по кругу, в центре-листья (их количество по количеству детей и подобраны листья так, чтобы можно было составить пары листьев). Дети идут по кругу со словами: «Раз, два, три - лист скорей бери! » Каждый берёт листок. Воспитатель говорит: «Найдите себе пару - листочек такого же цвета. » (Другие задания: составь пару-листья с одного дерева, или листья, отличающиеся
Размером:большой и маленький, или листья одного размера с одного дерева.)
Примечание: для этой игры нужно приготовить дополнительные листья из двусторонней цветной бумаги меньшего размера по сравнению с теми, что раскрашивали дети.

Подвижная игра «Слушай внимательно»

Задачи: развивать умение выполнять словесную инструкцию, действовать по сигналу взрослого, закреплять знания о форме листьев разных деревьев.
Атрибуты : осенние листья трёх видов деревьев. Количество листьев каждого дерева равно количеству играющих.
Ход игры: в центре круга- листья. Дети водят хоровод со словами: «Раз, два, три, листок скорей бери! » Взрослый называет дерево, и дети берут листья только этого дерева, поднимают их вверх

Подвижная игра «Листопад»


Цели: закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад».
Материал: осенние листья.
Ход игры
Педагог говорит: «Ребята! Все вы будете листочками, выберите листочек, который понравится: кто жёлтый, кто красный, кто большой, кто маленький».
Каждый ребёнок показывает и называет, какой листочек он выбрал по цвету и величине.
Педагог рассказывает: «Листья лёгкие, они медленно летят по воздуху. (Дети бегают и взмахивают руками).
Листопад! Листопад!
Листья жёлтые летят!
Кружатся красивые жёлтые листочки. (Действия выполняют дети с жёлтыми листочками).
Кружатся красивые красные листочки. (Действия выполняют дети с красными листочками).
Покружились и уселись на землю. (Дети приседают). Сели! Уселись и замерли. (Дети не шевелятся).
Прилетел лёгкий ветерок, подул. (Дует взрослый, за ним дети)
Педагог продолжает: «Поднялись листья разлетелись в разные стороны. (Дети разбегаются по площадке). Закружились, закружились, закружились!


Листопад! Листопад!
Листья по ветру летят!
Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю…листья»
По желания детей игра продолжается 2-3 раза.
Подвижная игра «А нас дождик не намочит»
В игре участвует сначала небольшое число детей, затем может быть привлечено 10-12 человек. Вместо домиков-стульев можно использовать большой пестрый зонтик, под который дети прячутся по сигналу «Дождик!». Во время прогулки можно предложить детям собирать цветы, ягоды, попрыгать, походить парами.
При повторении игру можно усложнить, разместив домики (по 3-4 стула) в разных местах комнаты. Дети должны запомнить свой домик и по сигналу бежать в него.

Подвижная игра «Поймай листок»


Цель – развить умение подпрыгивать на месте как можно выше.
Ход игры: Дети пытаются поймать листок, висящий на веточке или летящий по воздуху.

Подвижная игра «Листопад»


Цель – закрепить знание детей о цвете, величине осенних листьев. Закрепить понятие «листопад».
Всем детям раздаются листья из осеннего букета.
Взрослый: Дует легкий осенний ветерок: “У-у-у-у-у-у-у-у” (тихо). Листочки едва шевелятся. Подул сильный ветер: “У-у-у-у-у-у-у-у!” (громко). Заблудились мы в лесу, закричали мы: “АУ!” (Сначала громко, потом тихо). Осенние листочки на веточках сидят, осенние листочки с нами говорят:
“А-о-и-у”. (Под музыку они кружатся с листочками в руках.)
Налетел ветер, и листочки стали опадать.
Листопад, листопад, листья желтые летят. (Дети, у которых желтые листочки бросают их на коврик и приседают).
Листопад, листопад, листья красные летят. (Дети, у которых красные листочки бросают их на коврик и приседают).

«Раз-два-три! Этот лист бери!»

(бессюжетная подвижная игра для детей 3 – 5 лет)


Цель: продолжать учить детей двигаться по участку детского сада, чередуя ходьбу с бегом и другими движениями; упражнять в ходьбе и беге с остановкой на сигнал взрослого; развивать слуховое внимание; приучать детей к совместным действиям в коллективной игре, соблюдению простейших правил игры; упражнять в сохранении правильной осанки.
Ход игры:
Игра проводится во время листопада. По предложению взрослого дети начинают произвольно двигаться по участку (идут шагом, бегут, кружатся, машут руками), на слова взрослого: «Раз-два-три! Желтый лист бери!» игроки должны найти среди опавшей листвы лист заданного цвета и поднять его. Выигрывает тот игрок, кому это удалось сделать первому.
Условие игры: брать можно только опавшие листья.
Затем взрослый снова предлагает детям отправиться на прогулку по участку и может предложить следующие задания:
- Раз-два-три! Красный лист бери!
- Раз-два-три! Кленовый лист!
- Раз-два-три! Два листа бери!
- Раз-два-три! Такой же как у меня лист бери!
- Раз-два-три! Ничего не бери!

«Соревнования на осеннем лугу»

(подвижная игра в сюжетном обрамлении для детей 4 – 6 лет)
Цель: совершенствовать сформированные у детей двигательные навыки и учить быстро выбирать наиболее эффективный способ выполнения движений; развивать координацию движений в часто меняющихся игровых ситуациях; воспитывать у детей настойчивость в достижении цели при решении игровой задачи; способствовать укреплению связочно-мышечного аппарата стоп детей дошкольного возраста.
Ход игры:
Все играющие встают на одной стороне игровой площадки в шеренгу за стартовой чертой. На противоположной стороне площадки на расстоянии 10 - 12 м отмечается линия финиша. Взрослый объявляет начало забавных соревнований на осеннем лугу. В этих соревнованиях дети попеременно становятся лисичками, кузнечиками, лошадками, раками, лягушками и т.д. В соответствии с ролью дети должны добежать до финиша легким бегом, как лисички, допрыгать до финиша на двух ногах, как кузнечики, добежать, высоко поднимая колени, как резвые лошадки, идти спиной вперед, как раки (для детей 7-го года жизни) или допрыгать в полуприседе, как лягушки.
Главным условием соревнований является умение услышать команду «Марш!» и начать движение. Это обусловлено тем, что взрослый, объявляя начало соревнований, произносит веселые нелепые команды: «На старт – внимание – морковка!», «На старт - внимание - молоко убежало!», «На старт – внимание – мартышка!» и т.д.
Выигрывают те дети, которые пересекают финиш первыми без фальстарта.

«Осенние листочки»

(бессюжетная подвижная игра для детей 2 – 4 лет)


Оборудование: осенние листья.
Цель: Побуждать детей начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами; развивать ловкость и координацию движений; способствовать укреплению мышечного корсета позвоночника.
Ход:
Взрослый привлекает внимание детей к букету осенних листьев. Он говорит: «Ребята, посмотрите, какие красивые осенние листочки: красные, желтые, зеленые. Есть большие листья и маленькие. Вот как много в вазе листочков. Хотите с ними поиграть? Берите себе листочки в каждую руку». Дети берут по два листочка и по показу воспитателя выполняют несложные движения в соответствии с текстом произносимого им стихотворения:
Дует, дует ветер,
Дует-задувает. Качаются вправо-влево, руки перед собой.
Желтые листочки
С дерева сдувает! Машут руками сверху вниз перед собой.
И летят листочки
Прямо по дорожке, Кружатся на месте.
Падают листочки
Прямо нам под ножки! Останавливаются, присаживаются на корточки, руки вниз.
Затем воспитатель произносит слова:
Ветер дует – полетим
Мы туда, куда хотим.
Дети поднимаются, игра повторяется еще раз. Затем листья собираются в общий букет и ставятся в вазу.

Подвижная игра «Перелет птиц».

Дети стоят врассыпную на одном конце площадки. Они птицы. На другом конце площадки помещается гимнастическая стенка или вышка. По сигналу воспитателя «Птички улетают!» дети, подняв руки (крылья) в стороны, бегают по всей площадке. По сигналу «Буря!» дети бегут к гимнастической стенке (вышке) и влезают на нее («птицы скрываются от бури на деревьях»). Когда воспитатель говорит «Буря прекратилась», дети спускаются с вышки и снова бегают («птицы продолжают полет»). Во время игры воспитатель должен находиться возле пособий для лазанья, чтобы в случае необходимости помочь детям. (Игра повторяется 3-4 раза.)
Правила игры: Действовать только по сигналу, залезать на лестницу «дерево» таким образом, чтобы хватило место для всех играющих, с лестницы не спрыгивать, а слезать.
Игра малой активности

«Найди 4 листочка с разных деревьев» (осина, рябина, береза, ива)

Дети составляют «букетики» из собранных в начале занятия листочков таким образом, чтобы в букете оказались листочки со всех четырех деревьев, подбирая по форме листьев; проверяют правильность выполнения задания и стайкой отправляются в детский сад.

Подвижная игра «Осенние листья клёна»


Подготовка к игре:
Для игры понадобятся 4 обруча большого диаметра красного, жёлтого, зелёного и коричневого цветов. Если нет обруча коричневого цвета, то обруч любого цвета оберните (обкручивайте вокруг обруча) коричневой лентой. Концы ленты закрепите скотчем.
Листья клёна, вырезанные из цветной бумаги тоже четырёх цветов: красный, жёлтый, зелёный и коричневый, по количеству детей.
Цель игры: закрепление названий цветов, развитие быстроты реакции
Ход игры:
Все обручи лежат на полу в разных частях комнаты. Каждый ребёнок держит один или два одинаковых по цвету кленовых листочков определённого цвета. Дети стоят все вместе в какой - то из частей комнаты и олицетворяют осеннее кленовое дерево.
Воспитатель: Подул ветер. Дети поднимают одну руку (или две, в зависимости от количества листочков в руках) вверх с осенним листочком клёна и размахивают ими из стороны в сторону.
Играет музыка.
Под звуки музыки дети бегают по всей комнате врассыпную, размахивая листочками. Как только музыка (песенка) закончилась, дети должны забежать в центр обруча, который соответствует цвету листочков в руках.
Тот, кто забежал не в свой обруч, выходит из игры.
Игра повторяется несколько раз.