Как выиграть в нарды: стратегия. Вы здесь: Секреты игры в длинные нарды! Как победить в нарды

Относятся к той категории игр, в которых ходы необходимо просчитывать уже в самом начале. Иначе можно попасть в довольно неприятное положение, которое в конечном итоге приведет к потере преимущества относительно своего соперника. Знать секреты игры в длинные нарды, значит заранее увеличить вероятность своей победы.

Внимательность и собранность с первых минут – вот гарантия вашего успеха. Особое внимание нужно обратить на первый ход противника, ведь только в этом случае можно хоть как-то просчитать варианты будущих ходов. Многим кажется, что начальные перемещения шашек не несут на себе стратегическую нагрузку. Но те, кто является фанатом этой игры, скажут другое: в основном они и определяют последующую расстановку сил.

Неписаное правило длинных нард гласит, что одна шашка должна идти вперед, а вторая оставаться «в голове». Подобным образом можно захватить позицию и получить преимущество на игровом поле. Чем быстрее игрок завладеет выгодными позициями в доме, тем легче ему будет в дальнейшем преодолевать препятствия на пути к победе.

Вот некоторые секреты длинных нард, или принципы, которых нужно придерживаться:

1) Не давайте противнику захватить более трех позиций у вашей головы, иначе вы утратите свое преимущество. И наоборот, старайтесь сами сделать то же самое
2) Ставьте шашки дальше шестой позиции. В противном случае будет практически невозможно попасть на нужную III четверть
3) Заранее готовьтесь к тому, что может выпасть дубль (куш). Если при этом вам будет нечем идти, вы, опять-таки, потеряете преимущество. При удачной расстановке куш может перевернуть ход всей игры
4) Шашки со второй четверти желательно переводить в третью за один ход – это обеспечит стремительное наступление
5) Старайтесь перекрыть ходы противнику сразу после того, как его шашки приблизились к I четверти.

Однако следует помнить о том, что противник наверняка знает секреты игры в нарды и будет обязательно ими пользоваться. Поэтому для захвата необходимых территорий старайтесь угадать, что у него на уме, и тщательно продумывайте оборону.

Если новичок не уделяет должного внимания предсказанию позиций, победить в длинных нардах ему будет практически невозможно. Это одна из главных вещей, которой обязательно нужно научиться. Знание основ тактики позволит игроку получить наиболее выгодную позицию на игровом поле и в текущий момент, и в будущем.

Именно знание секретов игры в нарды, умение ими пользоваться, находить выход даже из самой тупиковой ситуации и отличает опытного игрока от «неудачника». Если вам в качестве соперника достался настоящий профессионал, наблюдайте за тем, как он играет, анализируйте его действия и вы в скором времени тоже начнете выигрывать даже у самых сильных «нардовцев».


Нарды – древняя восточная игра. Учёными до сих пор не была определена родина этого увлечения. Но даже несмотря на это, сегодня в нарды играет большое количество человек, получая от этого колоссальное удовольствие.

В древности люди также любили играть в нарды. Археологами была найдена доска, которая по их предположениям была сделана больше 3 тысяч лет назад.

У этой восточной игры есть и другие название:

  • Трик-трак.
  • Юэкгэммон.
  • Тавла.
  • Шеш-беш.
  • Коша.

Нарды отлично развивают мышление и логику, помогают успокоиться и расславиться. В игру играют 2 человека.

Таблица: «состав» игры.

Правила игры в нарды для начинающих пошагово:

  • Изначально стоит расставить игральные фишки . Они расставляются вверху в правом от игрока углу. Расстановка фишек осуществляется в ряд по вертикали.
  • Затем 2 игрока бросают зары для определения права первого хода . Первым ходит тот игрок у кого на кубиках выпала большая комбинация.

Для первого хода с вертикального ряда снимается шашка. По правилам это называется «снять с головы».

На протяжении игрового процесса кубики используются всегда. Они определяют количество ходов. Так как игральных костей в игре двое, то игрок при кидании их получает две цифры. Это определяет количество его шагов. Цифры суммируются и игрок ходит. По правилам одна ячейка – это один шаг.

Но есть и второй вариант: при выпадении двух цифр не обязательно суммировать их составляющие. Можно походить двумя фишками на то количество выпавших игральных костей.

Пример: выпало на одном кубике 4, а на втором 2.

Два варианта:

Суммирование: 4+2=6 ходов одной фишкой.
Раздельные шаги: 2 шага одной фишкой, 4 хода второй.

  • Ходят шашки исключительно против часовой стрелки.
  • Останавливаться на игровом поле игрок имеет право лишь на пустой ячейке или на своём цвете. Становиться на цвет противника запрещается. Остановиться можно на своей фишке, то есть поставить её сверху. Данное действие называется «поставить на голову».
  • «Снимать с головы» шашку разрешается только один раз за один шаг. Пример: на игральных костях выпадает 5 и 4. Если это первый ход игрока, то цифры суммируются и получается 9 ходов по полю.В других случаях, можно сделать 5 шагов находящейся на доске фишкой и 4 шага шашкой, снятой с головы.
  • Если кости выпадают так, что игрок вынужден остановиться на ячейке противника, то данный ход им пропускается.
  • При выпадении дубля (1:1, 2:2, 3:3, 4:4, 5:5, 6:6) игрок награждается правом передвижения своих шашек 4 раза на выпавшее количество игральных костей. То есть при выпадении дубля 2:2, игрок может: Сделать 4 хода по 2 шага.
    Сделать 1 ход на 4 шага.

Тактика и стратегия игры

Стратегия в тавла – перевести собственные игральные фишки на поле соперника.

Виды стратегий:

  1. Скоростная игра. Цель – быстрое перемещение игровых предметов в дом.
  2. Игра на удержание. Удерживайте 2 шашечки на одной лунке до тех пор, пока не удастся выбить блот соперника.
  3. Блокировка. Суть – сооружение длинной стены из шашечек для блокирования перехода противника.
  4. Блиц-стратегия. Суть – быстрое закрытие дома.
  5. Бэкгейм. Суть – соорудить в доме соперника лунку с двумя шашечками.

Тактика выигрыша:

Необходимо 6 фишек расставить в четвёртой четверти. Данное действие называется «привести домой». После того как последняя фишка расставлена в четвёртой четверти, шашки «выгоняются» посредством кидания игральных костей:

  1. Выгоняется одноимённая фишка выпавшего на зари числа.
  2. Выгоняется фишка, под номером, получившихся в процессе складывания чисел.

Важно! Победа присваивается игроку, у которого на доске не осталось игровых шаше.

Секреты

Для победы в игру нужно прибегать к хитростям или обладать уникальным умом и логикой.

Хитрости и секреты для выигрыша в юэкгэммон:

  1. Помоги сопернику проиграть. Обеспечь его проигрыш закрытием всех пятёрок. Для себя оставь три шашечки в каждом углублении на доске. После того как противник начнёт открывать лунки, их нужно за ним сразу же закрыть.
  2. Не разрешайте противнику занимать три углубления возле основания вертикального ряда.
  3. Ставьте шашечки подальше от шестого положения.

Разновидности нард

Разновидности нард:

  1. Длинные нарды — классические.
  2. Короткие нарды.

Различия между ними заключаются в некоторых правилах:

  1. Отсутствие битых шашечек в длинных нардах.
  2. Если в коротких нардах шашечка ставится на шашку соперника, то она бьётся.

Обратите внимание! Существует обилие игр на коротких и длинных досках.

Таблица: разновидности игры в коша.

Название Описание и правила
Американка Расстановка белых фишек:

Две в первую лунку.
Две во вторую лунку.
Две в третью лунку.
Остальные кладутся на борт доски.

Расстановка чёрных шашек:

Две в девятой лунке.
Пять в десятой лунке.
Три в одиннадцатой лунке.
Пять в двенадцатой лунке.

Правила неизменны. Главная цель – переместить все игровые предметы на поле соперника и выгнать свои шашки.

Голландский триктрак Все фишки нужно вводить в игру с борта.
Единичка-двоечка Преимущество этой игры заключается в отсутствии расстановки шашек на доске.

После выбора права хода, они берутся с борта доски для осуществления хода.

Кейлс Кейлс очень популярна в Англии. Данная игра развивает математические способности человека.

Она разрабатывалась математиком по имени Генри Деден.

Расстановка:

Одиннадцать ставится в вертикальный ряд.
Одна ставится отдельно.

При совершении шага берётся одна шашка, располагаемая рядышком.

Кубо Кубо – разновидность игры в нарды. Её главная особенность заключается в том, что вместо шашечек игроки используют монетки.

27 монет складывается в девять столбцов, в каждом по 3 монетки.
Ход начинается со снятия монетки с любого столбца.
Выигрыш присуждается игроку, забравшему последнюю монетку.

Полезное видео

    Похожие записи

Нарды (другие распространённые названия: трик-трак, бэкгэммон (англ. Backgammon), тавла, шеш-беш, коша - древняя восточная игра. Родина этой игры точно не известна, но известно, что люди играют в эту игру уже более 5000 лет, чему есть исторические доказательства. Так, самая древняя из досок для игры в нарды была найдена на территории Ирана (в Шахри-Сухте) и датируется около 3000 лет до н. э. Аналог этой игры обнаружен в гробнице фараона Тутанхамона (XV до н. э.).

Правила игры в нарды простые и начинающие игроки достаточно легко их освоят, но тем не менее для того, что бы выиграть нужно логическое мышление и конечно везение. Есть две основные разновидности - и нарды. Игра Нарды состоит из специальной доски, 30 шашек двух разных цветов и двух игральных кубиков костей). В игре принимают участие 2 игрока.


Короткие нарды


Начальная позиция


Рис 1. Доска с шашками в начальной позиции. Возможна также расстановка, зеркально симметричная к той, что приведена на рисунке. Дом в ней располагается слева, а двор - соответственно справа.


Рис 2. Направление движения белых шашек. Черные шашки движутся в противоположном направлении.

Рис. 3. Два способа, которыми белые могут сыграть

Короткие нарды (Рис. 1) - игра для двух игроков, на доске, состоящей из двадцати четырех узких треугольников, называемых пунктами. Треугольники чередуются по цвету и объединены в четыре группы по шесть треугольников в каждой. Эти группы называются - дом, двор, дом противника, двор противника. Дом и двор разделены между собой планкой, которая выступает над игровым полем и называется бар.

Пункты нумеруются для каждого игрока отдельно, начиная с дома данного игрока. Самый дальний пункт является 24-м пунктом, он также является первым пунктом для оппонента. У каждого игрока имеется 15 шашек. Начальная расстановка шашек такова: у каждого из игроков по две шашки в двадцать четвертом пункте, пять в тринадцатом, три в восьмом и пять в шестом.

Цель игры - перевести все свои шашки в свой дом и затем снять их с доски. Первый игрок, который снял все свои шашки, выигрывает партию.

Движение шашек

Игроки поочередно бросают по две кости и выполняют ходы.

Число на каждой кости показывают, на сколько пунктов, или шагов, игрок должен передвинуть свои шашки. Шашки всегда движутся только в одном направлении (Рис. 2) - от пунктов с большими номерами к пунктам с меньшими.

При этом применяются следующие правила:

Шашка может двигаться только на открытый пункт, то есть на такой, который не занят двумя или более шашками противоположного цвета.

Числа на обеих костях составляют отдельные ходы.

К примеру, если у игрока выпало 5 и 3 (Рис. 3), то:

Он может пойти одной шашкой на три шага, а другой - на пять,

Либо он может пойти одной шашкой сразу на восемь (пять плюс три) шагов, но последнее лишь в том случае, если промежуточный пункт (на расстоянии три или пять шагов от начального пункта) также открыт.

Игрок, у которого выпал дубль, играет каждое из чисел на каждой из костей дважды. Например, если выпало 6-6, то игрок должен сделать четыре хода по шесть очков, и он может передвинуть шашки в любой комбинации, как сочтет нужным.

Игрок должен использовать оба числа, которые ему выпали, если они допускаются правилами (либо все четыре числа, если у него выпал дубль). Когда можно сыграть только одно число, игрок обязан сыграть это число.

Если каждое из чисел по отдельности можно сыграть (но не оба вместе), игрок должен играть большее число.

Если игрок не может сделать хода, то он пропускает ход. В случае, если выпал дубль, если игрок не может использовать все четыре числа, он должен сыграть столько ходов, сколько возможно.


Как побить и зарядить шашку


Пункт, занятый только одной шашкой, носит название блот. Если шашка противоположного цвета останавливается на этом пункте, блот считается побитым и кладется на бар. В любой момент, когда одна или несколько шашек находятся на баре, первая обязанность игрока - это зарядить шашки в доме соперника. Шашка вступает в игру, перемещаясь на пункт, соответствующий выброшенному значению кости.

К примеру, если игроку выпало 4 и 6, он может зарядить шашку в четвертый либо в шестой пункты, если они не заняты двумя или более шашками противника.

Если оба пункта, соответствующие значениям выброшенных костей, заняты, игрок пропускает свой ход.

Если игрок может ввести некоторые из своих шашек, но не все, он должен зарядить все шашки, которые возможно, и затем пропустить оставшуюся часть хода. После того, как все шашки будут введены с бара, неиспользованные значения костей можно использовать, как обычно, перемещая шашку, которую вы зарядили, либо любую другую шашку.


Как выбросить шашки

Когда игрок привел все свои пятнадцать шашек в свой дом, он может начать выбрасывать их с доски. Игрок выбрасывает шашку следующим образом: бросается пара костей, и шашки, которые стоят на пунктах, соответствующих выпавшим значениям, снимаются с доски. Например, если выпало 6 очков, можно снять шашку с шестого пункта.

Если на пункте, соответствующем выпавшей кости, нет ни одной шашки, игроку разрешается переместить шашку с пунктов, больших, чем выпавшее число. Если игрок может сделать какие-либо ходы, он не обязан выбрасывать шашку с доски.



В стадии выбрасывания шашек все шашки игрока должны находиться в его доме. Если шашка будет побита в процессе выбрасывания шашек, то игрок должен привести шашку обратно в свой дом, прежде чем он продолжит выбрасывать шашки. Тот, кто первый снял все шашки с доски, выигрывает партию.


Правила игры


Количество игроков - двое. Количество шашек на доске - по 15 у каждого игрока.

Место начального расположения шашек, каждого из игроков называется голова, а ход из начального положения называется "из головы" или "взять с головы". За один ход с головы можно брать только одну шашку.

Игрок кидает одновременно два кубика. Сделав бросок, игрок должен передвинуть любую шашку на число клеток, равное выпавшему числу одного из кубиков, а затем одну любую шашку - на число клеток, равное выпавшему числу другого кубика. Т.е. если на кубиках выпало, например, шесть-пять, игрок должен одну шашку передвинуть на шесть клеток, а затем любую (можно ту же, можно другую) на пять клеток. При этом с головы всегда можно брать только одну шашку. Исключение составляет только первый бросок в партии. Если одна шашка, которую можно снять с головы, проходит, то можно снять вторую. Таких камней для первого игрока всего три: шесть-шесть, четыре-четыре и три-три (мешают шашки противника, стоящие на голове). Если выпадает один из этих камней, игрок снимает с головы две шашки. Для второго игрока количество камней, при которых с головы можно снять две шашки, увеличивается, так как мешает пройти первому камню, имеет право не только голова, но и камень, снятый противником. Если противник первым броском кинул: два-один, шесть-два или пять-пять, то второй игрок может снять вторую шашку также при бросках пять-пять и шесть-два (кроме: шесть-шесть, четыре-четыре и три-три, которые тоже не идут напрямую).

Передвинуть две шашки на число клеток, показанное одним кубиком нельзя. Т.е. если на кубиках выпало - шесть-пять, игрок не может пойти одной шашкой, например, на три и другой на три клетки, чтобы вместе получилось шесть, а затем сходить "пятёрку".

Если выпал дупль, т.е. одинаковые очки на двух кубиках, например, пять-пять, игрок делает четыре хода (на соответствующее кубиков число клеток).

Нельзя поставить свою шашку не клетку, занятую шашкой противника. Если шашка попадает на занятую клетку, то про неё говорят что она "не идёт". Если шашки противника занимают шесть клеток перед какой-нибудь шашкой, то такая шашка оказывается запертой.

Нельзя запереть все пятнадцать шашек противника. Т.е., выстроить заграждение из шести шашек подряд можно только в том случае, если хотя бы одна шашка противника находится впереди этого заграждения.

Если игрок не может сделать ни одного хода на то количество очков, которое выпало на каждом кубике, т.е. если шашки не идут, то очки пропадают, а шашки не двигаются.

Если игрок может сделать ход на то количество очков, которое выпало на одном из кубиков, и не может сделать хода на то количество очков, которое выпало на втором кубике, он делает только тот ход, который возможен, а остальные очки пропадают.

Если у игрока есть возможность сделать полный ход, он обязан его сделать даже в ущерб своим интересам. Если выпал такой камень, который позволяет игроку сделать только один ход, причем любой из двух то игрок должен выбрать больше. Меньшие очки пропадают. Смысл игры заключается в том, чтобы, пройдя всеми шашками полный круг, прийти ими в дом и выбросить все шашки раньше, чем это сделает противник.

Домом для каждого игрока является последняя четверть игрового поля, начиная с клетки, отстоящей от головы на 18 клеток. Выбрасывать шашки - это значит делать ими такие ходы, чтобы шашки оказывались за пределами доски. Игрок может начать выбрасывать шашки только тогда, когда все его шашки пришли в дом.

Ничьей не существует. Если игрок, начинавший первым, выбросил все свои шашки, а второй игрок может сделать тоже следующим броском, второй считается проигравшим, так как следующего броска не будет: партия заканчивается, как только один из игроков выбросил все свои шашки.

Ахундов Назим Фикрет оглы

Длинные нарды. Как правильно играть.

Ахундов Н.Ф. ISBN 5-00-00420-5

Книга рассчитана на тех, кто только начинает играть в длинные нарды, но полон желания освоить секреты мастерства игры. Здесь вы найдете основные правила и принципы тактики и стратегии игры в начальной и заключительной фазе. Материал богато иллюстрирован, вам не понадобится доска, достаточно только книги. Все правила и приемы даны с объяснением и обоснованием, что облегчает усвоение материала.

Автор выражает благодарность и признательность человеку, много сделавшему для популяризации нард в России, подсказавшему саму идею написания книги и давшемумноговажныхиценныхзамечанийпорукописи, но просившему не упоминать его имени.

ВСТУПЛЕНИЕ.

Несмотря на большую популярность длинных нард в России и странах СНГ, в доступной литературе нет серьезных разработок теории этой игры. Нет программы, умеющей играть в длинные нарды на приемлемом уровне и позволяющей анализировать партии и позиции. В этом смысле длинные нарды серьезно уступают коротким нардам, для которых разработаны чрезвычайно эффективные компьютерные программы для анализа и обучения.

Сразу несколько оговорок.

В книге, в более-менее систематизированном виде даны представления о том, как правильно играть длинные нарды и дан анализ наиболее распространенных тактических приемов, а также их характеристики. Это не значит, что, освоив эти приемы, новичок сразу станет Мастером. Но, автор выражает уверенность, что путь к вершинам Мастерства для Вас будет открыт.

Книга рассчитана на тех, кто только начинает играть в длинные нарды, и полон желания существенно поднять уровень своей игры.

В книге нет ни слова, ни об истории нард, ни о правилах игры. Для этого существуют другие книги и пособия, которые доступны, в том числе в Интернете.

Все, что изложено в книге – личные представления автора о правильной игре, основанные на его личном опыте, и книга не претендует на абсолютную полноту знаний о длинных нардах.

Говоря о позиции на нардовой доске, мы часто употребляем некоторые специфические нардовые слова, а точнее уже, фактически, термины. Многие из них игрокам в нарды понятны. Но некоторые, без конкретного указания на доску, могут приводить к путанице.

1. То, чем играют в нарды. В книге используется слово « шашки ». В нардах соперники играют шашками разного цвета. Традиционно это белые и черные шашки. Однако для удобства зрительного восприятия позиций читателем, автор использовал вместо белых – желтые шашки, а вместо черных – синие.

2. Местонадоске,накоторомстоятшашки. Всегоих24.Вкниге используется понятие « поле ». В настоящей книге поля нумеруются от1до24(отсчетидетотбазыжелтыхшашек).Поле№1–стартовая позиция шашки (белой), поле № 24 – последний пункт доски, после которого желтая шашка снимается с доски (выбрасывается).

3. «Ход ». Термин понятен всем. Игрок, чья очередь играть, бросает зары и должен сыграть выпавшую комбинацию цифр. Это и будет ход. Ход состоит из «движений ». В одном ходе может

быть до четырех движений. Обычно их два. Если на зарах выпали одинаковыецифры,точетыредвижения.Этокогдаделается«полный ход ». Но бывает, что не все движения возможно сделать, тогда ход может состоять из трех, двух или одного движения. Это «неполный ход ». Может возникать ситуация, когда игрок вынужден полностью пропустить ход. Это когда ходить нет возможности совсем. В таком случае в ходе ноль движений.

4. Иногда важно обозначить в какой части доски идет игра. В книге используется слово «четверть ». Первая – та, где стартовая позиция данного цвета. На рисунке ниже показаны четверти доски для желтых. Далее вторая, третья и четвертая (та, где шашки выбрасывают).

5. Место, где в начале игры собраны все шашки (поле №1). Часто пользуются словами «рука» и «голова». Иногда это приводит к путанице. Важный термин. По правилам с «головы» нельзя

ходить более одной шашки (за исключением первого хода). В книге используется слово «голова ».

6. Бывает, что несколько подряд стоящих полей заняты шашками одного цвета, образующими некое препятствие. Для такого построения в книге используется слово « блок ».

7. Несколько (3 и более) шашек на одном поле. В книге используется термин « столбик ».

8. Четвертая четверть для данного цвета шашек. Часто именно это место игроки называют домом. Слово « дом » использовано для обозначения четвертой четверти данного цвета шашек и в этой книге.

9. Первая четверть данного цвета шашек. Иногда ее, как и четвертую четверть тоже называют «дом». В данной книге, во избежание путаницы, первая четверть доски для данного цвета шашек называется «база ».

10. Втораяилитретьяшашкавстолбикеодногоцветанакаком-то полеимеетважноетактическоезначение,т.к.позволяет следующим ходом захватывать более дальние поля, не открывая поля, с которого делаетсяход. Вэтойкнигетакаяшашканазывается«авант »(отслова “вперед”, т.е. нацеленная на какое-то поле впереди себя). Первая шашка на поле, где стоит авант, в книге названа «трамплин ».

11. « Мостик ». Под мостиком понимается такое расположение шашки, которое не позволяет сопернику организовать между Вашими шашками блок из 6 и более шашек.

12. Недостатокходовпривыпадениикакой-токонкретнойцифры

– «дефицит хода » (дефицит пятерок, дефицит троек и т.д.).

13. Некоторое количество ходов, которые можно сделать (передвинутьчастьшашек),несоздаваятакимиходамикритической ситуации для себя, например, не открывая очень важных полей. Для такогонабораходоввкнигеиспользовантермин« запасходов ».Часто употребляют просто слово «запас». Смысл «дефицита ходов» и «запасаходов»разный,ноониотражаютоднуитужеарактеристику позициинадоске.Этотакжекакстаканна2/3полныйилистаканна 1/3 пустой.

14. Зары (кубики). В данной книге, словом зары обозначены только сами зары, а не та цифровая комбинация, которая выпадает на верхних гранях зар. То, что выпадает на зарах названо «бросок ». Бросок –этодвецифры,каждаяизкоторыхот1до6.Когдавыпадают одинаковые цифры на обоих зарах, такой бросок называется «куш ».

15. Выброс - снятие шашки с доски в связи с тем, что она завершила свой путь по 24 полям и должна уже выйти за пределы доски. Снимать шашку с доски - “выбрасывать “.

16. Есливкакой-либопозициинадоскедлякаждойшашкиодного цветаподсчитатьсколькополейосталосьдовыбросасдоски,апотом сложить все эти цифры, получится сумма, показывающая шашкам данного цвета сколько минимум осталось очков до окончания игры. Такая сумма называется «пипсы ». В начальной позиции 15 шашек должны пройти 24 поля каждая, это соответствует 15х24=360

пипсам. Таким образом, пипсы могут быть от 0 (завершение игры) до 360 (начало игры).

Все термины в дальнейшем используются без кавычек.

УЧИМСЯ ИГРАТЬ В ДЛИННЫЕ НАРДЫ.

Прежде, чем начать знакомиться с тем, как лучше играть в длинные нарды, обязательно ознакомьтесь с содержанием раздела «Нардовая топология ». В ней читателю предлагается изучить особенности движения шашек по нардовой доске.

Правило №1. «Одну шашку с головы, вторую в другом месте». Очень полезное правило, известное почти всем новичкам, тем не менее, нуждается в пояснениях. Слепое следование этому правилу

– верный путь к ошибке и проигрышу в тактической борьбе.

Правило №2. «Первые ходы».

Как правильно располагать шашки при первых нескольких ходах, чтобы не попасть в беду уже в самом начале игры?

Правило №3. «Занимаем свободные поля».

Речь пойдет о том, какие именно позиции надо занимать в первую очередь и почему.

Позициянабазеоппонентаимееттактическоезначение,авегодоме

– стратегическое. Здесь же объяснено, почему некоторые позиции на доске важнее других.

Правило №4. «Тихий ход».

У Вас и у оппонента пока нет полей, которые можно занять или практически им ничего не угрожает. Как правильно ходить в такой ситуации? Именно здесь новички совершают множество ошибок.

Правило №5. «Игра делается на выбросе».

Данное пособие рассчитано на начинающих игроков

Шашка (фишка) – то, чем ходят. В начале игры на доске по 15 шашек у каждого игрока.

Голова — начальное построение 15 шашек на первой позиции. По ходу игры на голове остается шашек все меньше, но до последней шашки она считается головой. По правилам с головы нельзя ходить больше одной шашки (кроме самого первого хода в случае выпадения 3:3, 4:4 и 6:6).

Ход – выполнение движения в соответствии с выпавшими цифрами на зарах. Таким образом, ход это от 1 до 4 движений одной или разными шашками. Возможен также пропуск хода, если нет возможности сделать ни одного движения по правилам.

Лунка (позиция, поле) – место на доске, куда можно ставить шашку. Лунок на доске 24. Позиции у головы – место, на которое можно попасть с головы на выпавшее количество очков. Например, позиция 5 – ход на 5 с головы, т.е. шестая позиция первой четверти доски.

Четверть – половина одной из двух половинок нардовой доски:

  • I – та, с которой начинается игра, т.е. та, где голова;
  • II – следующая за головой четверть (для оппонента это зона выброса);
  • III – та, где голова оппонента;
  • IV — зона выброса (последняя по ходу движения шашек).

Забор (заслон) – две или более, подряд стоящих шашек.

Запас — наличие ходов шашками, позволяющее не освобождать наиболее важные позиции в данный момент игры, которые, в случае ухода шашки, займет соперник.

Начало игры в длинные нарды

Первые несколько ходов хотя и не решают серьезных тактических задач, но в определенных условиях могут серьезно повлиять на ход игры.

Основное правило: одну шашку берем с «головы», второй ходим в другом месте. Т.е. нужно развиваться, балансировать между расстановкой шашек у своей «головы» и у «головы» соперника, захватывать территорию. Логика игры подсказывает, что надо одну шашку ставить на захват позиции у своей головы, а вторую «гнать» к чужой голове. Исключение составляют ситуации, когда соперник угрожает построить длинный забор у своей головы, например, из 5 шашек – тогда грамотнее будет занять свободное место внутри этого забора, даже если при этом вы не снимите с головы ниодной шашки.

Тактический план на первые несколько (обычно 5-7) ходов достаточно прост – оборона позиций своей головы и захват позиций у чужой головы. Значение II и IV четвертей доски на начальном этапе второстепенное.

1. Старайтесь не допускать захвата подряд трех и более старших позиций у своей головы. соответственно старайтесь сделать это сами у чужой.

2. Позиция на ход 6 с головы «неудобная» с точки зрения последующего хода для захвата позиций у чужой головы, т.к. одним движением она не попадает в III четверть. Лучше ставить (или двигать) эту шашку несколько далее, подготавливаясь к прыжку в III четверть.

3. Самая большая опасность в первых ходах заключается в «неудачном» расположении шашек на случай выброса крупного куша (а в очень редких случаях и не самого крупного куша), учитывайте это при своем ходе.

4. Старайтесь, чтобы ваши шашки во второй четверти стояли так, чтобы за одно движение достигать III четверти.

5. Если шашки оппонента уже готовы занять позиции в вашей I четверти. старайтесь перекрыть его ходы хотя бы в одно движение.

Чем руководствоваться при захвате у чужой головы:

  • чем больше захватите, тем лучше.
  • если есть выбор, захватывайте старшие места (ход с головы на 4-5-6).
  • чем плотнее захват, тем лучше; если выбор есть, ставьте шашки в «забор», т.е. подряд, без промежутков.
  • вам нужно как минимум одно место для того, чтобы не «застрять»; если ситуация тяжелая, старайтесь, занять место посередине (например, на ход соперника с головы 3).
  • как правило, двух мест у чужой головы вполне достаточно, чтобы двигаться в зону выброса
  • если забор в зоне у головы соперника построить не удалось, перестраивайтесь новыми шашками и стремитесь захватить максимум в зоне выброса; предпочтительно захватывать места кучно и в центре.
  • если удается захватить 4 свободных места из 6 по ходу головы оппонента, у вас появляется шанс «задушить» его и поставить марс; ради такого случая можно рискнуть даже своей обороной.
  • 5 занятых мест из 6 у чужой головы – уже на 90% марс, если на голове еще много шашек.
  • если вы заняли 5 мест у чужой головы, шестая свободна, но дотянуться туда не можете, то есть смысл переставить шашки, так, чтобы «дырка» оказалась ближе к самой голове.
  • чем больше «застрявших» шашек у противника и чем меньше запас ходов его «свободных» шашек, тем больше оправдан риск захвата мест у головы оппонента за счет ослабления позиций в других частях доски.

Все пункты про «захват» территории у чужой головы стоит примерять и к себе с точки зрения обороны, блокируя стратегические поля.

Разберем еще один момент, относящийся к началу игры.

Единственный куш, который позволяет шашке, двигаясь от своей головы не упереться в чужую – это 5:5. Путь своей шашки проходит через позицию 5 (т.е. ход 5 с головы) от своей головы, позицию 3 у чужой головы, а путь шашки противника через его пятерку у его головы и вашу тройку.

Поэтому многие опытные мастера выделяют особо эти два поля у головы и стараются занять их в первую очередь и соответственно закрывать их у себя.

Альтернативные ходы

Часто кажется, что сыграть можно по-разному и многие варианты ходов в длинных нардах одинаковы. Однако начинающие делают массу ошибок. Причина в том, что значение хода они оценивают с точки зрения позиции на доске, которую видят перед глазами. Однако, гораздо важнее предсказать, какая будет позиция к следующему ходу.

Для эффективного захвата важного поля следующим вашим ходом надо считать, какая позиция для захвата наиболее удобна, т.е. куда надо поставить свою шашку (в пределах того выбора, который у вас есть), чтобы следующим ходом с наибольшей вероятностью занять желаемое поле, если оппонент его занять не сможет

Рассмотрим вероятность попадания шашки на нужное поле при условии, что бросок зар еще не известен.

Берем для рассмотрения 12 полей (6+6) по расстоянию от цели и для каждой вычисляем вероятность попадания в цель.

  • Всего случаев выпадения зар 36.
  • Вероятность равна отношению количеству «благоприятных» случаев деленному на общее количество случаев.
  • Вероятность выпадения куша 1/36.
  • Вероятность выпадения любого другого сочетания 2/36 или 1/18.
  • Вероятность в нашем случае можно измерять целым числом без дроби (деления на 36), т.к. у всех вероятностей знаменатель равен 36.
  • Вероятность броска, в котором нужна одна какая-либо цифра (например 5) равна 11 (т.е. 11/36).

С точки зрения игрока 1-2 и 2-1 одно и то же. Но для расчета вероятностей это 2 разных благоприятных события. Именно поэтому можно говорить, что вероятность выброса 2-1 равна 1/18.

Из этих постулатов математическим путем получается, что для получения наибольшей вероятности попадания шашки на нужное поле, нужно стоять за 6 полей; при этом вероятность около 47%. Не меняет картины и наличие помехи на пути хода шашки – по-прежнему, наибольшая вероятность попадания будет с поля 6 до нужного места.

Для того чтобы получить максимальную вероятно попадания одной из двух шашек на нужное поле, их нужно выставить за 5 и 6 полей соответственно; при этом вероятность попадания составит 83%.

Как использовать эти данные? Ставьте свои шашки так, чтобы получать максимальные возможности для дальнейшего продвижения на нужные поля для себя и минимальные возможности для соперника.

Дефицит ходов в длинных нардах

Фундаментальный принцип, положенный в основу всех тактических построений и приемов длинных нард. — это дефицит ходов. Умение оперировать «дефицитом ходов» своих и оппонента – признак высочайшего мастерства.

Условно «дефицит ходов» бывает двух видов:

  • тревожный. дефицитные ходы открывают стратегически важные поля (например, защищающие от марса); при этом ради устранения дефицитности приходится жертвовать всеми другими факторами, например, не занимать свободные поля, освобождать некоторые занятые ранее поля, создавать «дефицитность» в других местах
  • умеренный. дефицитные ходы означают лишь потерю очков (несыгранные ходы выпавших костей), а к серьезным позиционным ухудшениям не приводят; такую дефицитность надо стараться устранять, но не жертвовать стратегическими или тактическими задачами

Нужно следить не только за своим дефицитом ходов, но и за дефицитом оппонента. Вполне возможны ситуации, когда устранение своего может помочь оппоненту снять и его, возможно еще более острый дефицит.

Дефицит ходов может быть не только вредным, но и полезным! Особенно это актуально при войне заборов и попытках удержать важное стратегическое поле. При любой возможности шашке на этом поле нужно устроить дефицит того хода, которого нет и в других частях доски. При этом если оппонент его занимает, вы можете быть спокойным за другую шашку, у которой он надежно заблокирует дефицитный ход.

Запас ходов и дефицит ходов – это, в целом, одно и то же, но с противоположных сторон. Однако, именно эта сторона (дефицитность некоторых ходов), а не другая (избыток или запас некоторых других ходов) важна для правильного анализа ситуации на доске. Если у Вас много ходов на 5, особенного преимущества это не даст, а вот дефицит ходов на 4 может привести к серьезным проблемам и дать оппоненту возможность строить игру или контригру.

Забор в длинных нардах

Забор — это построенные плотно в ряд фишки одного из игроков, от 3 до 6 фишек. Более 6 фишек длина забора не имеет значения.

Если вы построили забор, то уже создали себе преимущество. Забор – это источник постоянного дефицита ходов для оппонента и, в то же время, источник собственного запаса ходов.

  • 3 фишки – забор, серьезной опасности оппоненту не представляющий, но если его грамотно, в нужном месте поставить и сочетать с другими заборами или иными видами преимущества, то он вполне может быть эффективным инструментом. Наиболее эффективен в начале игры в позициях на ход оппонента 4, 5 и 6 с его руки, т.е. когда этот забор закрывает ходы с руки оппонента 4-5-6.
  • 4 фишки – уже серьезный повод для беспокойства оппонента сам по себе. Выстроенный у руки оппонента – этот забор – уже реальная угроза сделать марс, а если в позиции, закрывающей оппоненту ход с руки на 3,4,5 и 6, то такой забор уже на 70% марс оппоненту. Хотя многое зависит от количества фишек в руке на момент установки забора. Вполне эффективен такой забор и если выстроен в четвертой для себя четверти, т.е. в своей зоне выброса.
  • 5 фишек – забор очень опасный практически в любом месте. Наиболее эффективен у руки оппонента, когда единственный оставшийся тому ход – это 1,2, или 3.
  • 6 фишек – глухой забор, который пройти невозможно; почти гарантирует выигрыш, если он в 1 четверти, и почти гарантирует марс, если стоит в 3 или 4 четверти.

Заборы требуют накапливания шашек на его концах, чтобы при выпадении нужного числа (или куша) использовать его для преодоления забора.

Для борьбы с забором важно «держать» первую и вторую точку забора, но накапливать шашки нужно в основном на первой точке.