Саксонский где мой пальчик. Конспект НОД на тему: Стихотворение Н
Пальчиковых игр для развития мелкой моторики великое множество. В основном это маленькие стишки-потешки, очень похожие по смыслу, переданные нам бабушками, прабабушками из уст в уста. Приведем в этой статье несколько вариантов, чтобы мамы смогли выбрать пальчиковые потешки по душе
Пальчиковые потешки
Сгибаем пальчики
Раз, два, три, четыре, пять!
Выйти пальчики гулять!
Этот пальчик - гриб нашел,
Этот пальчик - чистит стол,
Этот - резал,
этот - ел.
Ну, а этот лишь глядел!
Разгибаем
Сидит белка на тележке,
Продает свои орешки;
Лисичке-сестричке,
Воробью,
синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому,
кому в лоток,
кому в зобок,
кому в лапочку.
Мальчик с пальчик, где ты был?
С этим братцем — в лес ходил.
С этим братцем — щи варил.
С этим братцем — кашу ел.
С этим братцем — песни пел!
Мальчик- пальчик, где ты был?
-С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песню пел,
А с этим пальцем что делал?
Взрослый поочередно показывает на все пальцы одной руки, пальчик, который остался, ребенок сам показывает, что с ним делал.
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья.
Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
Этот пальчик для того, чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!
Сорока белобока
(водим пальчиком по ладошке, загибаем пальчики)
Сорока-белобока
Кашку варила,
Деток кормила!
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
«Ты воды не носил,
Ты дров не рубил,
Ты печь не топил,
Ты чашки не мыл!
Кашу сами мы съедим,
А лентяю не дадим!»
Поочерёдно загибаем пальчики:
Этот пальчик - в лес пошёл,
Этот пальчик - гриб нашёл,
Этот пальчик - занял место,
Этот пальчик - ляжет тесно,
Этот пальчик - много ел,
Оттого и растолстел.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
(пальчики разгибаются)
Этот пальчик хочет спать,
(загибаем пальчики)
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж уснул.
Этот крепко, крепко спит,
И тебе он спать велит.
Маша варежку надела (можно надеть варежку, носочек)
— Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишка не попал!
Маша варежку сняла,
— Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь – и найдешь.
Здравствуй, пальчик!
Как живешь?
Пальчик толстый и большой
В сад за сливами пошел,
Указательный с порога
Указал ему дорогу,
Средний пальчик — самый меткий
Он сбивает сливы с ветки,
Безымянный собирает, а мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.
Пальчиковые игры
Ручку ручкою погладим,
Пальчик пальчиком потрем,
Отдохнем совсем немножко,
А потом опять начнем.
Счет
(Разжимаем поочередно пальчики из кулачка)
Вышли пальчики гулять.
Один, два, три, четыре, пять-
(Зажимаем пальчики в кулачок)
В домик спрятались опять!
Капустка
(Движения прямыми ладонями вверхвниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.)
Мы капустку рубим-рубим,
Мы капустку солим-солим,
Мы капустку трём-трём,
Мы капустку жмём-жмём.
Грабли
Положите руки на стол ладонями вниз, пальцы чуть-чуть согните:
Листья падают в саду,
я граблями их сгребу
(проводите пальцами по поверхности стола, как будто работаете граблями)
Жук
Пальцы сожмите в кулак, указательный и мизинец – вытяните и разведите в сторону.
Шевелите пальцами, проговаривая стишки:
Жук летит, жук жужжит и усами шевелит!.
Котик
Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.
Вьюшки
Сначала – большие Вьюшки – крутим кулачками:
Вьюшки, вьюшки, вьюшки, вью!
Колотушки колочу! (стучим кулачками друг о друга)
Заколачиваю, приколачиваю!
Потом – маленькие Вьюшки – пальчиками:
Вьюшки, вьюшки, вьюшки, вью!
Колотушки колочу!
Заколачиваю, приколачиваю!
На мельнице
На мельнице, на вертенице (крутим кистями вокруг друг друга),
подрались 2 карася (кончиками пальцев обоих рук соприкасаемся несколько раз),
вот и сказочка вся (разводим руками).
Гармошка
Руки лежат на столе, пальцы сомкнуты. Читайте потешку, сопровождая слова действиями
Посмотри, моя ладошка – как веселая гармошка!
Пальчики я раздвигаю, (пальцы раздвигаются)
А потом я поиграю.
Раз-два-три, раз-два-три, (пальцы стучат по столу)
Я играю – посмотри!
А потом опять сдвигаю
И сначала начинаю (пальцы сдвигаются)
Очки
Большие пальцы обеих рук соедините вместе с остальными так, чтобы они образовали колечки.
Поднесите их к глазам, приговаривая:
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
Лыжи
Две пробки от пластиковых бутылок положите на стол резьбой вверх. Это будут «лыжи».
Поставьте на них указательный и средний пальцы правой руки. Делайте «шаг» вперед на каждое слово:
Мы едем на лыжах,
Мы мчимся с горы,
Мы любим забавы
Холодной зимы!
Задачи:
Формировать умение слушать художественное произведение без наглядного сопровождения;
Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении взрослым знакомых стихотворений, умение отвечать на вопросы;
Формировать умение называть цвет, материал, из которого сделаны варежки, а так же подбирать по цвету, материалу, из которого они сделаны.
Развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам.
Воспитывать желание сопровождать чтение игровыми действиями.
Предшествующая работа: рассматривание предметов одежды, связанных из шерсти; клубка ниток; игры с варежками на подбор варежек по цвету; рассматривание варежек и перчаток.
Приёмы работы: игровой; показ и объяснение действий; помощь. Используется напоминание, указание, поощрение, художественное слово, вопросы.
Материалы: варежки (по одной из пары) разных цветов и материалов.
Ход НОД:
Воспитатель: стук в дверь). А вот и гости идут (
Машенька, ты почему грустная? Посмотри, как радуются дети твоему приходу.
Машенька: мне бабушка рукавички подарила. Я одевала их, одевала, а потом пальчик потеряла, не могу найти. Помогите мне.
Воспитатель: поможем Машеньке, ребята, пальчик найти? Давай мне свои рукавички, посмотрим на них. Присаживайся вместе с ребятами на стульчик и будем искать пальчик рукавички.
Что за яркую одёжку
Надевают на ладошки?
Ответы детей . Посмотрите, какие красивые рукавички. Они тёплые, вязанные, мягкие. Иди, Машенька, я и тебе рукавичку надену. Вот я надеваю варежку Машеньке на одну ручку. Ой, где же пальчики? Нет пальчиков. Только что были, а сейчас их нет? Куда они спрятались? Давайте поищем. Пальчики, вы где? А теперь посмотрите, Машенька снимает рукавичку – и вот её пальчики. Где они прятались? Ответы детей.
Чтение стихотворения.
Где мой пальчик?
Маша варежку надела.
Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла:
Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь-и найдёшь.
Здравствуй, пальчик, как живёшь?
Н. Саксонская
Воспитатель: ) Повторяйте за мной: «Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, в свой домишко не попал!» Нашла Маша пальчик? Что она сделала, чтобы пальчик найти? Верно, ребята, Машенька варежку сняла, увидела свои пальчики и обрадовалась. Что она сказала? Правильно: «Поглядите-ка, нашла! Ищешь, ищешь-и найдёшь». Давайте вместе с Машенькой скажем эти слова. А как Машенька поздоровалась с пальчиком? Верно: «Здравствуй, пальчик! Как живёшь?
Повторное чтение стихотворения.
Воспитатель: так, где же был пальчик? Хоровые и индивидуальные ответы
Понравилось вам стихотворение? Хотите ещё раз послушать?
Воспитатель: кто хочет рассказать Машеньке стихотворение? . Машенька, а поиграть ты снами хочешь?
Маша: я хочу поиграть в игру «Найди пару» У меня в руках по одной паре рукавичек разных цветов и материалов (шитые, вязанные, из картона, бумаги). Вы должны внимательно рассмотреть варежки и отыскать варежки одинаковые по цвету, размеру, и материалу. Нужно назвать, из какого материала они сделаны, разложить по парам.
Воспитатель: спасибо тебе, Машенька, очень интересная игра. Да и пальчики мы помогли тебе найти. Очень дружно мы играли, помогали друг другу. Оставайся с нами, Машенька, ребята покажут тебе наши игрушки, поиграешь вместе с ними.
Машенька : спасибо за приглашение. Покажите мне свои игрушки. Поиграем вместе. Дети с Машей идут в игровой уголок, показывая игрушки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтение стихотворения
«Где мой пальчик?»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Задачи:
Формировать умение слушать художественное произведение без наглядного сопровождения;
Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении взрослым знакомых стихотворений, умение отвечать на вопросы;
Формировать умение называть цвет, материал, из которого сделаны варежки, а так же подбирать по цвету, материалу, из которого они сделаны.
Развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам.
Воспитывать желание сопровождать чтение игровыми действиями.
Предшествующая работа: рассматривание предметов одежды, связанных из шерсти; клубка ниток; игры с варежками на подбор варежек по цвету; рассматривание варежек и перчаток.
Приёмы работы: игровой; показ и объяснение действий; помощь. Используется напоминание, указание, поощрение, художественное слово, вопросы.
Материалы: варежки (по одной из пары) разных цветов и материалов.
Ход НОД:
Воспитатель: ребята, мы сегодня ждем гостей. Хотите знать, кто к нам в гости придёт? (стук в дверь). А вот и гости идут (заходит девочка Маша, здоровается; ребёнок старшего возраста).
Машенька, ты почему грустная? Посмотри, как радуются дети твоему приходу.
Машенька: мне бабушка рукавички подарила. Я одевала их, одевала, а потом пальчик потеряла, не могу найти. Помогите мне.
Воспитатель: поможем Машеньке, ребята, пальчик найти? Давай мне свои рукавички, посмотрим на них. Присаживайся вместе с ребятами на стульчик и будем искать пальчик рукавички. Воспитатель берет рукавичку и одевает на ручку ребенку, читая стихотворение:
Что за яркую одёжку
Надевают на ладошки?
Ответы детей . Посмотрите, какие красивые рукавички. Они тёплые, вязанные, мягкие. Иди, Машенька, я и тебе рукавичку надену. Вот я надеваю варежку Машеньке на одну ручку. Ой, где же пальчики? Нет пальчиков. Только что были, а сейчас их нет? Куда они спрятались? Давайте поищем. Пальчики, вы где? Воспитатель побуждает детей повторять фразы за ней. Затем спрашивает, куда могли спрятаться пальчики? Побуждает детей догадаться, что пальчики спрятались в варежку. Если дети не догадываются, воспитатель обыгрывает снятие варежки, рассматривание пальчиков и ещё раз надевает варежку. А теперь посмотрите, Машенька снимает рукавичку – и вот её пальчики. Где они прятались? Ответы детей.
Чтение стихотворения.
Где мой пальчик?
Маша варежку надела.
Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла:
Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь-и найдёшь.
Здравствуй, пальчик, как живёшь?
Н. Саксонская
Воспитатель: посмотрите, Маша варежку надела и потеряла свой пальчик. Что она сказала? (Хоровые и индивидуальные ответы ) Повторяйте за мной: «Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, в свой домишко не попал!» Нашла Маша пальчик? Что она сделала, чтобы пальчик найти? Верно, ребята, Машенька варежку сняла, увидела свои пальчики и обрадовалась. Что она сказала? Правильно: «Поглядите-ка, нашла! Ищешь, ищешь-и найдёшь». Давайте вместе с Машенькой скажем эти слова. А как Машенька поздоровалась с пальчиком? Верно: «Здравствуй, пальчик! Как живёшь? Хоровые и индивидуальные ответы детей
Повторное чтение стихотворения.
Воспитатель : так, где же был пальчик? Хоровые и индивидуальные ответы
Понравилось вам стихотворение? Хотите ещё раз послушать?
Воспитатель по ходу чтения стихотворения побуждает проговаривать слова вместе с ней.
Воспитатель: кто хочет рассказать Машеньке стихотворение? Ребёнок рассказывает, взрослый помогает, подсказывает слова и фразы, поощряя детей . Машенька, а поиграть ты снами хочешь?
Маша: я хочу поиграть в игру «Найди пару» У меня в руках по одной паре рукавичек разных цветов и материалов (шитые, вязанные, из картона, бумаги). Вы должны внимательно рассмотреть варежки и отыскать варежки одинаковые по цвету, размеру, и материалу. Нужно назвать, из какого материала они сделаны, разложить по парам.
Воспитатель помогает детям, задавая вопросы: где шерстяные варежки? Из картона? Где бумажные варежки? и т.д. Добивается хоровых и индивидуальных ответов.
Воспитатель: спасибо тебе, Машенька, очень интересная игра. Да и пальчики мы помогли тебе найти. Очень дружно мы играли, помогали друг другу. Оставайся с нами, Машенька, ребята покажут тебе наши игрушки, поиграешь вместе с ними.
Машенька : спасибо за приглашение. Покажите мне свои игрушки. Поиграем вместе. Дети с Машей идут в игровой уголок, показывая игрушки.
Таисия Щербакова
Конспект НОД на тему: Стихотворение Н. Саксонской «Где мой пальчик?» для детей первой младшей группы
Конспект
Непосредственно образовательной деятельности по развитию речи
На тему : Стихотворение Н . Саксонской «Где мой пальчик ?» для детей первой младшей группы
Задачи :
Познакомить с произведением СН. Саксонской «Где мой пальчик ?»
Формировать активный словарь при помощи :
Существительных -снег, варежки, шуба, сапоги, шапка, зима;
Прилагательных - белый, пушистый, мягкий, холодный;
Продолжать учить говорить детей простыми предложениями :
снег холодный, снег белый, кукла Маша, почему ты плачешь? и т. д.
Воспитывать заботливое отношение к игровому персонажу.
Методические приёмы : вопросы, показ, чтение стихотворения , сюрпризный момент.
Оборудование : кукла Маша, варежки на каждого ребенка, снежки, корзинки 2 шт., сухие салфетки, ведерко со снегом.
Организационный момент
Воспитатель играет с детьми.
Воспитатель. Ребята, посмотрите в окошко, как красиво на улице!
А какое сейчас время года? (ответы детей ) .
На улице зима, много снега. Деревья, кусты, дорожки от него стали совсем белые.
Младший воспитатель приносит в ведерке снег.
Воспитатель. Посмотрите Лиля Викторовна принесла нам ведерко со снегом, давайте его потрогаем.
Дети берут в руки снег.
Воспитатель. А какой снег? (ответы детей )
Лева, скажи какой снег. Андрей скажи Саши, какой снег?
Воспитатель. Умницы снег белый, пушистый, мягкий, красивый, холодный.
А что случилось со снегом? (Ответы детей - растаял ) . Руки стали мокрые. Ребята берите салфетки и вытирайте ручки.
Воспитатель. Ребята а на улице холодно или тепло? (ответы детей . Зимой на улице очень холодно. Поэтому нужно надевать теплые вещи. Что вы надеваете, когда идете на улицу ? (ответы детей ) .
Воспитатель (слышится плачь) . Ребята вы слышите, кто-то плачет. Ой, это кукла Маша плачет. Машенька, почему ты плачешь? Андрей спроси у Машеньки, почему она плачет? Алина спроси у Маши, почему она плачет?
Кукла Маша. Я была на улице и у меня замерзли руки.
Воспитатель. Ребята, а что нужно надевать, чтобы ручки не замерзли? (ответы детей ) . Чтоб руки не замерзли мы одеваем варежки, Машенька, а у тебя есть варежки?
Кукла Маша. Есть, но я не умею их надевать.
Воспитатель. Ребята, а вы умеете надевать варежки? (ответы детей )
Проходите на стульчики мы покажем, Машеньки, как надо надевать варежки.
Воспитатель. А вот у Алины пальчик потерялся , прямо как у Маши в стихотворении «Где мой пальчик ?» Послушайте его.
Воспитатель читает стихотворение Н . Саксонской «Где мой пальчик » , инсценируя его.
Маша варежку надела.
Ой, куда я пальчик дела ?
Нету пальчика , пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла.
Поглядите – ка нашла!
Ищешь, ищешь – и найдешь.
Здравствуй, пальчик ! Как живешь?
Воспитатель надевает варежки кукле Маши.
Воспитатель. Ребята, а что Маша надевала на ручки? Как вы думаете, почему пальчик пропал ? (Потому что Маша неправильно надела варежку, пальчик в домик не попал ).
Правильно, молодцы! Давайте попробуем надеть их еще раз. (Дети надевают варежки, воспитатель читает стихотворение повторно .)
Воспитатель. Ребята что-то кукла наша заскучала.
Кукла Маша., Ребята, а давайте поиграем со снежками. Варежки не снимайте, а то пальчики замерзнут !
Воспитатель.
Я подброшу снежки высоко,
Полетят снежки далеко,
А ребята их соберут,
И в корзиночку мне принесут.
Кукла Маша. Ребята я так устала, мне уже пора домой, спасибо вам за помощь, теперь мои ручки не замерзнут на улице.
Кукла Маша прощается с детьми.