Музыкальные игры творческие старшая группа. Картотека музыкально-дидактических игр и игровых заданий для старшей группы

«Музыкальная лесенка»

Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников», с.56.

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель: дать детям представление о постепенном восходящем и нисходящем движении мелодии.

Оборудование 8-ступенчатая лесенка и фигурка, которая перемещается по ней).

Ход игры: Педагог беседует с детьми об известных им в окружающей жизни ступеньках и лесенках. Опираясь на опыт детей, педагог рассказывает им об особенной музыкальной лесенке, которую нельзя ни увидеть, ни потрогать руками, т.к. её ступеньки - музыкальные звуки - можно только услышать. Детям предлагается прослушать движение мелодии вверх и вниз по ступенькам музыкальной. Педагог поёт песенку, сопровождая своё пение движением ладони по воображаемым ступеням.

«Сту-пень-ки - зву-ки вверх и-дут, за-тем о-ни нас вниз све-дут».

Упражнение повторяется несколько раз вместе с детьми.

Музыкально-дидактическая игра

«Нарисуй мелодию»

Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников».

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель игры

Оборудование: Индивидуальные карточки с нотами кружочками.

Ход игры: Педагог раздаёт детям индивидуальные карточки, на обороте которых приклеен конверт с нотами-кружочками. Педагог пропевает песенку и даёт детям задание определить, из какого количества ступенек музыкальной лесенки она состоит. Детям предлагается вместе с педагогом пропеть эту песенку, двигая ладошку по ступенькам. Педагог пропевает песенку по фразам, предлагая детям «нарисовать мелодию» на карточке, используя ноты-кружочки. Дети вместе с педагогом пропевают песенку, глядя на графическое изображение мелодии на карточке.

Например:

Тётка - богатка,

Сшей мне рубашку.

Хочу нарядиться:

Музыкально-дидактическая игра

«Три поросёнка»

Н.Г.Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников», с.35.

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель : развитие звуковысотного слуха.

Оборудование: На планшете изображены лес и сказочный дом. В нём вырезано одно окошко, в котором вращающийся диск с изображением трёх поросят: Нуф-Нуф в синей шапочке, Наф- Наф - в красной, Ниф-Ниф - в жёлтой. Вверху на игровом поле прикреплены три пластинки от металлофона. Под пластинкой фа первой октавы нарисована мордочка поросёнка в синей шапочке Нуф-Нуфа, под пластинкой ля первой октавы - поросёнок в красной шапочке - Наф-Наф, под пластинкой до второй октавы - поросёнок в жёлтой шапочке - Ниф-Ниф. Здесь же прикреплён молоточек от металлофона, 8-12 больших карт (по числу играющих), каждая разделена на три части (три окошка) с изображением шапочек трёх поросят.

Ход игры: Дети по очереди вращают диск. В окошке домика появляется поросёнок, например, в жёлтой шапочке. Ребёнок должен спеть «Я Ниф-Ниф» - на звуке до второй октавы и, если он спел правильно, получает карточку с изображением жёлтой шапочки и закрывает ею соответствующее изображение на своей карточке. если ребёнок затрудняется спеть, он играет на пластинке. Побеждает тот, кто раньше закроет все три части своей карты.

Музыкально-дидактическая игра

«Прогулка»

Н.Г.Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников», с.38.

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель: развитие чувства ритма.

Оборудование: Музыкальные молоточки по числу играющих.

Ход игры : Муз. рук.: «Сейчас мы с вами пойдём на прогулку, но она необычная, помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице» - музыкальный руководитель медленно ударяет молоточком по ладони, дети повторяют такой же ритмический рисунок. « А теперь мы вышли на улицу, светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!» - частыми ударами передаёт бег. Все повторяют. «Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю»- медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. «Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошёл дождь. Сначала это были редкие капли, а потом начался сильный ливень»,- муз.рук. постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. Дети повторяют. «Испугались дети и побежали в детский сад»,= быстро и ритмично ударяет молоточком.

Сюжетная дидактическая игра

«Певец - попугай»

Л.С.Ходонович «Путешествие в мир музыки», с.25.

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель: Научить детей самостоятельно быстро вспоминать знакомые песни: петь acapella индивидуально и по цепочке.

Оборудование: Разноцветный мяч.

Ход игры: Дети стоят в кругу, в центре которого лежит разноцветный мяч. По считалке выбирают водящего:

Раз, два, три!

Раз, два, три!

Быстро в круг выходи.

Бери мяч, запевай,

С попугаем поиграй!

Выбранный водящий выбегает в центр круга, берёт мяч в руки и говорит:

Ты, «певец- попугай»,

За мной точно повторяй,

Повторяй, не зевай

И красиво допевай!

Затем водящий поёт куплет или припев любой песни. Закончив пение, он бросает мяч одному из детей, а сам остаётся на месте. Ребёнок, поймавший мяч, становится теперь «певцом-музыкантом».Он повторяет пропетый водящим фрагмент песни и допевает следующий куплет. «Певец- попугай» занимает место водящего, а тот становится в круг к играющим. При повторении игры исполняется следующая песня.

Лесная тропинка

Возраст : 3 — 4 года.

Цель игры: научить улавливать особенности образного характера музыки и передавать его в движении.

Необходимое оборудование: музыкальные записи — русская народная мелодия «Заинька» в обработке Н. Римского-Корсакова; «Медведь» В. Ребикова (или музыкальная пьеса Г. Галынина с тем же названием).

Ход игры . Взрослый приглашает детей на прогулку в воображаемый лес. Показывает им тропинку, по которой за день пробегает много разных зверей. Звучит пьеса. Дети должны изобразить того зверя, которого подсказала им музыка. Прослушав русскую народную мелодию в обработке Н. Римского-Корсакова «Заинька», они изображают прыгающего по тропинке зайчонка и т. п.

Примечание . Игра может проводиться как с одним ребенком, так и с группой детей, не только в помещении, но и на свежем воздухе.

Зайчик

Возраст: 3 — 4 года.

Цель игры: научить детей слушать и понимать смысл песен, улавливать смену настроений в музыкальных пьесах.

Необходимое оборудование : игрушка, выполняющая роль «капустного кочана», и другие «овощи», музыкальная запись «Зайчик» — венгерская народная песня.

Ход игры. При помощи считалочки выбирается зайчонок.

Раз, два, три, четыре, пять —

Будем зайца выбирать.

Раз, два, три,

Раз, два, три,

Зайцем, верно,

Станешь ты!

Выбранный таким образом «зайчонок» начинает «безутешно плакать». Его задача: создать согласно песне образ грустного и печального зайчонка.

Остальные дети его утешают и озабоченно поют:

— Зайчик, зайчик,

Что ты грустный?

На что «зайчик» отвечает с обидой (поет):

— Не найду кочан капустный.

Дети вновь его спрашивают:

— А какой?

«Зайчик», показывая руками, поет:

— Вот такой, круглый, белый

Да большой...

Дети угощают «зайца» «овощами»: капустой и морковкой, приговаривая при этом:

— Кушай, зайчик, не стесняйся,

Овощами угощайся.

Ты, зайчонок, не грусти,

Ты нам, заюшка, спляши!..

«Заяц» принимает «гостинцы» и в знак благодарности кланяется детям до земли русским поклоном. Потом складывает на пол «овощи» и начинает приплясывать. Дети хлопают в ладоши.

Примечание . По желанию детей игра повторяется.

Музыкальная гостиная

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры: данная игра ориентирована на развитие музыкальной памяти.

Необходимое оборудование: для игры понадобятся мягкие или надевающиеся на руку игрушки: медвежонок, птичка, зайчик, кошечка, — а также музыкальная запись (например, песня «Мишка» — слова А. Барто, музыка Т. Бырченко).

Ход игры. Воспитатель с таинственным видом сообщает детям, что сегодня у них необычные гости. Он указывает на стульчики, на которых «сидят» игрушки, и спрашивает детей, узнают ли они их. (Дети отвечают.) «Верно, к нам в гости пришли наши старые друзья, с которыми мы подружились, разучивая песенки про них. (Воспитатель берет в руки медвежонка.) Давайте, ребята, вспомним одну из таких песенок. Она о бедном медвежонке, которого уронили на пол и оторвали лапу. Теперь мишка совершенно здоров. Лапку ему пришили, и он даже может ею двигать (показывает. Подносит мишку к уху, что-то шепчет.) Мишутка просит спеть для него ту самую песенку, уж очень ему хочется еще раз послушать ее в вашем исполнении».

Исполняется песня «Мишка» — слова А. Барто, музыка Т. Бырченко. «Игрушка» благодарит ребят за их песенку и «садится» на свое место. Воспитатель берет следующую игрушку, и игра продолжается. Дети подбирают песенки про известных им персонажей и исполняют их. Задача, стоящая перед игроками: вспомнить и напеть мотив песенок. «Игрушки», в свою очередь, приглашают ребят поиграть в игры с их участием.

Внимательные ребята

Возраст: 3 — 4 года.

Цель игры: научить детей улавливать характерные изменения музыки и передавать их в движении.

Необходимое оборудование : музыкальные записи разного ритма и характера.

Ход игры . Музыкальный руководитель предлагает ребятам образовать круг. Игроки, расположившись по кругу, слушают небольшое музыкальное произведение. Их задача: вовремя заметить смену характера музыки и показать это своими движениями. Звучит быстрая мелодия — дети легко бегут по кругу. В музыке происходят изменения, она становится ритмичной и быстрой — и дети ей в такт начинают двигаться иначе, скачками и прыжками, поставив руки на пояс, по кругу. Под звуки спокойной мелодии, произвольно опустив руки, игроки спокойно идут, и т. п.

Примечание. Перед игрой, в качестве маленькой разминки, детям предлагается хлопками обозначить смену ритма мелодии.

Танец-импровизация

Возраст: 4 — 8 лет.

Цель игры : развитие творческих способностей ребенка и его импровизационных навыков.

Необходимое оборудование : запись веселой и ритмичной музыки, например, «Танца маленьких утят».

Ход игры. В ней может принимать участие неограниченное количество игроков. Под музыку (в живом исполнении или в записи) ребята должны изобразить самых различных животных: поросят, зайчиков, слонов, кошек, кенгуру и т. д.

Примечание . Игра может проводиться не только в помещении, но и на открытом воздухе. В этой игре нет победителей и побежденных, приветствуются оригинальность и яркость в раскрытии образа того или иного животного.

Музыкальная мозаика

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры: активизировать у детей творческие ассоциативные способности, вызвать в них интерес к музыке, развить мелкую моторику рук.

Необходимое оборудование: комплект цветной мозаики (на каждого игрока по комплекту), музыкальные записи.

Ход игры . Взрослый говорит о том, что музыку можно не только исполнять, слушать, но и рисовать и даже выкладывать при помощи мозаики, чем сейчас и займутся игроки. Дети устраиваются каждый за своим столом или располагаются на ковре — кому как удобно. Каждый из них получает по комплекту обычной игровой мозаики. После ознакомления с условиями дети приступают к игре. Перед игроками ставится задача: в течение того времени, пока звучит музыкальное произведение, выложить мозаикой любые фигуры, используя те цвета, которые «подсказаны» музыкой.

Примечание . В качестве музыкального репертуара рекомендуется использовать произведения П. Чайковского (из «Детского альбома»), С. Прокофьева, Д. Кабалевского и других композиторов. Произведения могут звучать в записи или в живом исполнении.

Концерт для клоуна

Возраст : 4 — 5 лет.

Цель игры: развить у детей чувство ритма, стимулировать их интерес к исполнительскому искусству, развить навыки коллективного музыкального творчества.

Необходимое оборудование : заводная игрушка — клоун, запись музыки Д. И. Кабалевского «Клоуны».

Ход игры. В руках у воспитателя игрушка. От ее имени воспитатель приветствует детей и предлагает поиграть с клоуном в игру. Дети садятся на ковер в круг. Воспитатель заводит игрушку и ставит ее в середину круга.

Звучит музыка Д. И. Кабалевского «Клоуны». Ребята хлопают на сильную долю, клоун медленно двигается по кругу. Музыка звучит до тех пор, пока заводу игрушки не закончится и она не остановится. Ребенок, напротив которого замерла в неподвижности игрушка, исполняет знакомую ему припевку или песенку. После исполнения своего музыкального номера он кланяется, дети аплодируют юному артисту. По желанию детей игра повторяется.

Примечание. Если под рукой нет клоуна, можно использовать любую другую механическую игрушку: цыпленка, птичку, собачку и т. п.

Удивительный концерт

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры: игра направлена на выявление и развитие творческих задатков у детей пятилетнего возраста.

Необходимое оборудование : магнитофон, музыкальная фонограмма с записью скрипичного концерта или рапсодии, пляски «Казачок», танца «Канкан», вокального дуэта.

Ход игры. Ребятам представляется возможность попробовать свои силы в качестве артистов театра. Перед игроками ставится следующая задача: мимикой, жестами озвучить стихотворение, которое читает воспитатель. Возможны вставки небольших самодеятельных номеров. Например, у аиста есть маленькая реплика; ребенок, озвучивший носорога, может прочесть известное ему стихотворение, а две девочки — «приятельницы лягушки» — исполнить для детей свои любимые частушки, и т. п.

Воспитатель объясняет детям правила игры, после чего зачитывается стихотворение и распределяются роли. Игра проводится без предварительной репетиции, все построено на импровизации.

Воспитатель (читает).

Однажды на лесной опушке

Концерт затеяли зверюшки.

Кузнец-скрипач рапсодию играл...

На импровизированную сцену выходит ребенок- «кузнечик». На воображаемой скрипке под фонограмму «исполняет» рапсодию. После выступления кланяется и садится на свое место.

Воспитатель (продолжает).

Аплодисментов вызвал шквал.

Сплясали пляску «Казачок»

Красотка-муха и сверчок.

Девочка-«муха» и мальчик-«сверчок» исполняют свой веселый танец.

Воспитатель.

Застенчивый угрюмый носорог,

Вдруг осмелев, прочел свой монолог.

Мальчик-«носорог» выразительно читает любое известное ему четверостишие или стихотворение.

Воспитатель.

Две симпатичные лягушки

Исполнили для всех частушки.

Выбегают девочки- «лягушки» и с пояснительными движениями исполняют задорные частушки.

Воспитатель.

Развеселил зверей и таракан,

С собратьями исполнил он «Канкан».

Импровизированный танец мальчиков-«тараканов» под музыку «Канкана».

Воспитатель.

Ужасно толстый бегемот

От смеха чуть не надорвал себе живот.

Мальчик, сидящий на своем месте, пантомимой изображает хохочущего бегемота.

Воспитатель.

А аист даже прослезился:

«Давно я так не веселился!..»

Другой мальчик изображает хохочущего аиста.

После этого звучат заключительные слова воспитателя.

Расходилась публика с концерта

Под звуки комариного дуэта.

Примечание . Ребята сами выбирают те роли, которые им нравятся. При желании «концертную программу» можно повторить перед родителями или детьми других групп (имеется в виду детский сад).

Музыкальные картинки

Возраст: 4—5 лет.

Цель игры : познакомить детей с творчеством П. Чайковского, пробудить у них эмоциональный отклик на классическое произведение.

Необходимое оборудование : большой лист ватмана, краски, кисточки, небольшая емкость с водой, магнитофон и кассета с записью «Вальс цветов» П. Чайковского из балета «Щелкунчик».

Ход игры. На полу закрепляется лист ватмана с трафаретным изображением полевых цветов. Краски и емкость с водой располагаются таким образом, чтобы не мешали детям, но в то же время были под рукой. Взрослый объясняет ребятам условие игры: прослушать музыку П. Чайковского и попытаться «раскрасить» ее в разные цвета. Дети слушают в записи «Вальс цветов» и, исходя из собственного «цветоощущения» и впечатления от звучащей музыки, раскрашивают цветы. Задача игроков: уловить «цветонастроение» музыки и перенести его на бумагу. Игра стимулирует коллективное творчество.

Примечание . После игры ватман прикрепляется к стене для того, чтобы дети имели возможность полюбоваться своей творческой работой.

Игры с бубном

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры : развить чувства ритма; познакомить с приемами игры на бубне.

Необходимое оборудование : бубен.

Ход игры . Воспитатель нараспев декламирует стихи, показывая детям кивком головы или взмахом руки, когда необходимо играть на бубне. Известно, что стихам, как и музыке, присущи определенный ритм и своеобразная мелодия. Воспитатель голосом интонационно выделяет сильные доли, одновременно указывая ребенку жестом, где ему следует вступать с бубном.

♦ Ну-ка, детки, все ко мне,

Да не стойте в стороне!

Расскажу я вам потешки

Со стихами вперемешку.

♦ Как у наших у ворот

Удивляется народ:

Комар в бубен бьет,

С комарихою поет.

♦ Тут такие чудеса —

С решетом пришла лиса.

Стала воду носить,

Хвостом тесто месить.

♦ А за нею — серый волк,

В пирогах он знает толк.

Волк лисичке помогает,

Тесто в решете мешает.

♦ Из лесу медведь ревет,

Кадку меда он несет:

«Заходи, народ честной,

Будет пир у нас горой!»

♦ Я на том пиру была,

Мед из кадки пила.

Песни пела,

Пироги ела.

До ночи плясала,

Пока не устала.

Как луна взошла,

Я домой пошла.

Задача игроков: начинать и заканчивать игру по знаку воспитателя (музыкального руководителя).

Примечание . В процессе игры ребята узнают историю происхождения бубна, учатся приемам владения этим ударным инструментом. Полученные знания дети тут же закрепляют, озвучивая при помощи бубна стихи.

Игра с дождём

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры : развить импровизационные навыки у детей; поощрить наблюдательность и воображение.

Необходимое оборудование : музыкальное произведение С. Майкапара «Дождик».

Ход игры . Воспитатель знакомит ребят с музыкальным произведением. Задача игроков — хлопками попытаться с максимальной точностью повторить ритмический рисунок пьесы. После прослушивания и анализа музыкального произведения руководитель предлагает ребятам повторить пьесу следующим образом: напевая «про себя» мелодию, простучать ее ритмический рисунок. В игре побеждает тот, кто наиболее точно сумеет это сделать.

Примечание . Можно предложить ребятам коллективно сочинить слова, по смыслу и по ритму подходящие к музыке. Во время исполнения пьесы эти слова пропеваются детьми. Например, слова могут быть примерно такого содержания:

Как, кап, кап,

Буль, буль, буль —

Капают дождинки.

Кап, кап, кап,

Буль, буль, буль —

Словно серебринки.

Мячики

Возраст : 4—5 лет.

Цель игры : развить чувство ритма и координацию движений, научить согласовывать свои движения с коллективом.

Необходимое оборудование : музыкальная запись.

Ход игры . Игра может проводиться как в помещении, так и на улице. Число игроков не ограничено. Дети располагаются по кругу, поставив руки на пояс. Под легкую подвижную музыку игроки бегут по часовой стрелке, изображая катящиеся мячики (первый, третий, пятый и седьмой такты). Их задача: точно выполнять правила игры — чередовать бег с подпрыгиванием вверх.

На музыку второго, четвертого, шестого и восьмого тактов дети подпрыгивают на двух ногах вверх. С окончанием музыки дети-«мячики» «раскатываются» в разные стороны, то есть разбегаются и присаживаются, отдыхая. С началом музыки движения повторяются.

Примечание . В этой игре нет соперничества, присущего подвижным играм. Ребят, точно выполняющих правила игры, нужно словесно поощрить, а тех, у кого не совсем получается, — подбодрить.

Эхо

Возраст : 4—5 лет.

Цель игры : развить музыкальный слух и чувство ритма у детей.

Необходимое оборудование : набор карандашей.

Ход игры . Ребята располагаются за столами. У каждого в руке карандаш. Воспитатель спрашивает у ребят, знают ли они, что такое эхо и где оно может быть. В доступной форме объясняет природу возникновения этого природного явления, после чего знакомит детей с условием игры: необходимо с наибольшей точностью повторить прослушанный ритмический рисунок, то есть обратным концом карандаша простучать его по поверхности стола. Воспитатель показывает детям, как это делается: кончиком карандаша выстукивает простой ритм, и ребята должны тут же по очереди все повторить.

Выигрывает тот, кто успешно справится со всеми предложенными заданиями. Победитель получает звание самого музыкального ребенка группы.

Примечание . При повторении игры задание может быть несколько изменено: за стол воспитателя садится ребенок и задает остальным детям свои ритмические рисунки, которые тоже должны быть точно повторены игроками.

Игра с зайкой

Возраст: 4—5 лет.

Цель игры: развить сложные умения музыкального характера (узнавать сильные доли такта, воспроизводить их при помощи музыкального инструмента).

Необходимое оборудование : бубны (по количеству игроков) и мягкая игрушка — заяц.

Ход игры . Игра может проводиться как с одним ребенком, так и с целой группой.

Воспитатель, показывая игрушку, нараспев приговаривает.

Зайка-зайчик,

Серенький кафтанчик.

Розовенький носик,

Коротенький хвостик.

Любит заинька плясать,

Мы же любим поиграть...

Приглашает ребят взять в руки бубны и показать свою игру. Звучит русская народная плясовая мелодия. Дети сопровождают мелодию игрой на бубнах. Затем воспитатель вновь напевает, играя с зайчонком.

Ну-ка, зайка, попляши, попляши,

Свою удаль покажи, покажи.

Лапками прыг-прыг,

Ушками дрыг-дрыг.

В бубны весело мы бьем,

Зайке песенку поем...

Воспитатель кивает детям головой, те вновь играют на бубнах. В конце игры зайчик кланяется. Игра заканчивается такими словами.

Вот и пляске конец.

Ай да зайка! Молодец!

Перед детьми ставится задача: ударять в бубен на сильную долю такта. В музыкальном сопровождении намеренно акцентируется сильная доля, на нее-то и должен ориентироваться ребенок во время игры на инструменте.

Угадай, кто идет

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры: развить у детей умение двигаться в соответствии с характером музыки.

Необходимое оборудование : музыкальный инструмент или запись музыки Б. Кравченко «Шаги».

Ход игры . «Обладая острым слухом и умением слушать и слышать, можно определить по шагам человека его возраст и даже настроение», — объясняет воспитатель. И тут же предлагает ребятам проверить у себя наличие этих качеств: в его исполнении звучит музыка Б. Кравченко «Шаги». По размеренной и неторопливой музыке дети определяют, что так идти может пожилой человек. Быстрыми и энергичными шагами на работу идет папа (музыка Б. Кравченко исполняется в более оживленном темпе). У ученика, торопящегося в школу, шаги торопливые и быстрые, и т. п. Игрокам предлагается свободно расположиться в зале и, слушая музыку, движениями подчеркивать происходящие в ней изменения. Их задача: вовремя заметить смену ритмического рисунка в музыке и попытаться передать их пластикой.

Игры для развития звуковысотного слуха

«Музыкальное лото»

Игровой материал. Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки-ноты, детские музыкальные инструменты (балалайка, металлофон).

Ход игры. Ребенок-ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты-кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке.

«Ступеньки»

Игровой материал. Лесенка из пяти ступенек игрушки (матрешка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (металлофон, губная гармошка).

Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой.
В игре участвует несколько детей.

«Угадай колокольчик»

Игровой материал. Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы три линейки; цветные кружочки (красный, желтый, зеленый), которые соотвётствуют как бы высоким, средним и низким звукам; три музыкальных колокольчика (по типу «Валдай») различного звучания.

Ход игры. Ребёнок - ведущий звенит поочередно то одним, то другим колокольчиком, дети располагают кружки на соответствующей линейке: красный кружок на нижней, если звенит, большой колокольчик; желтый на средней, если звенит средний колокольчик; зеленый - на верхней, если звенит маленький колокольчик.
Играют несколько детей.

«Повтори звуки»

Игровой материал. Карточки (по числу играющих) с изображением трех бубенчиков: красный - «дан», зеленый - «дон», желтый –«динь»; маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному) или кружочки любого цвета; металлофон.

Ход игры. Воспитатель - ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет до первой октавы): «дан-дан-дан». Зелёный бубенчик звенит немного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы): «дон-дон-дон.» Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», и звучит он так (поет соль первой октавы): «динь-динь-динь». Педагог просит детей спеть, как звучат бубенчики: низкий, средний, высокий. Затем всем детям раздают по одной большой карточке.
Воспитатель показывает маленькую карточку, например, с желтым бубенчиком. Тот, кто узнал, как звучит этот бубенчик, поет «динь-динь-динь-динь» (соль первой октавы). Воспитатель дает ему карточку (или кружочек), и ребенок закрывает ею желтый бубенчик на большой карточке.
Металлофон можно использовать для проверки ответов детей, а также в том случае, если ребенок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне).



«Найди нужный колокольчик»

Игровой материал : Пять наборов колокольчиков но типу «Валдай».

Ход игры : В игре участвуют пять детей, один из них ведущий. Он садится за небольшой ширмой или спиной к играющим и звенит то одним, то другим колокольчиком.
Дети должны в своем наборе найти колокольчик, соответствующий данному звучанию, и прозвенеть им. При повторении игры ведущим становится тот, кто правильно определял звучание каждого колокольчика.
Игра проводится в свободное от занятий время.

«Три поросенка»

Программное содержание: Учить детей различать по высоте звуки мажорного трезвучия (до-ля-фа).

Ход игры: Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Три поросенка» и ее персонажей. Он говорит, что поросята теперь живут в одном домике и очень любят петь, только всех их зовут по-разному и поют они разными голосами. У Ниф-нифа самый высокий голос, у Нуф-нуфа самый низкий, а у Наф-нафа средний. Поросята спрятались в домике и покажутся только тогда, когда дети угадают кто из них поет таким голосом и повторяет его песенку. При выполнении этих условий детям показывают картинку с изображением поросенка.

«Прогулка»

Игровой материал. Музыкальные молоточки по числу играющих.

Ход игры. Дети рассаживаются вокруг взрослого (музыкального руководителя или воспитателя).

"Сейчас, дети, пойдем с вами на прогулку, но она необычная. Мы будем гулять в комнате, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице", - взрослый медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок. "А теперь мы вышли на улицу, - продолжает взрослый. - Светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!" Частыми ударами передает бег. Дети повторяют. "Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю", - взрослый вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. "Остальные дети стали быстро прыгать: скок, скок", - ударяет молоточком в произвольном ритме, дети повторяют. "Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень", - взрослый постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. Дети повторяют. "Испугались ребята, побежали домой", - быстро и ритмично ударяет молоточком.

Примечание: Вместо музыкального молоточка можно использовать бубен, деревянные ложки или другие ударные инструменты (металлофон, ксилофон и др.)

К игровому материалу можно добавить и карточки, изображающие короткие и долгие звуки (с обратной стороны карточек приклеена фланель). Дети должны передать ритмический рисунок - выложить на фланелеграфе карточки. Широкие карточки соответствуют редким ударам, узкие - частым. Например: «Таня взяла мяч,- говорит воспитатель,- и стала медленно ударять им о землю. Ребенок медленно стучит музыкальным молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки.«Пошел частый, сильный дождь,- продолжает воспитатель. Ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает узкие карточки. Игра проводится на занятии и в свободное от занятий время.

«Определи по ритму»

Программное содержание: Передавать ритмический рисунок знакомых попевок и узнавать их по изображению ритмического рисунка.

Ход игры: Разучивая с педагогом попевку дети прохлопывают ее ритм, научившись этому они учатся узнавать знакомые попевки по предложенному рисунку.

«Петушок» рус.н.м. «Мы идем с флажками» «Дождик»

Петушок, петушок, Е.Тиличеевой рус.н.м.

Золотой гребешок! Мы идем с флажками, Дождик, дождик!

Что ты рано встаешь, Красными шарами. Веселей!

Деткам спать не даешь? Капай, капай,

Не жалей!

В ритмических рисунках квадраты обозначают короткие звуки, прямоугольники – длинные звуки.

«Учитесь танцевать»

Игровой материал. Большая матрешка и маленькие (по числу играющих).

Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У музыкального руководителя большая матрешка, у детей маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких»,- говорит воспитатель и отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрешками.

При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.

«Чья музыка?»

Программное содержание: Развивать у детей представление о национальном характере музыки.

Ход игры: Педагог знакомит детей с произведениями русского, узбекского, украинского фольклора, обращает внимание на отличительные особенности музыки разных народов, показывает при этом картинки, изображающие детей в национальных костюмах. Когда дети уже достаточно хорошо знакомы с народной музыкой, детям предлагают выбрать картинки, соответствующие по рациональным особенностям исполненной педагогом песне. И наоборот, педагог показывает детям картинку и просит исполнить песню того народа, национальный костюм которого изображен на картинке.

Благотворное воздействие музыки на всестороннее гармоничное развитие детей является основой обязательного включения музыкальных занятий в учебный процесс дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Постижение эстетики искусства звуков наиболее продуктивно происходит в игровой форме, получившей определение музыкальная игра, которая может проводиться на занятиях любой образовательной направленности. Остановимся на методике проведения музыкальных игр в старшей группе (дети 5–6 лет).

Цели и задачи проведения музыкальных игр в старшей группе детского сада

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), миссия проведения музыкальных игр в старшей группе состоит в:

  • создании благоприятных условий для запоминания учебного материала (в игре с музыкальным сопровождением ребята легче воспринимают материал, содержание которого в старшей группе усложняется);
  • развитии речи, логического мышления, памяти, внимания;
  • стимуляции двигательной активности;
  • воспитании эстетического вкуса.

Занятия музыкой формируют у дошкольников эстетический вкус и воспитывают чувство товарищества

Задачами проведения музыкальных игр в ДОУ являются:

  • отработка навыков пения и соблюдения ритма (в отличие от воспитанников средней группы, у ребят 5–6 лет уже сформирована речь, то есть вокальные партии им удаются лучше, к тому же у детей есть базовые представления о ритмике, поэтому они могут воспроизводить более сложные ритмические рисунки);
  • дополнение имеющихся знаний о музыкальных инструментах (в старшей группе ребята осваивают азы классификации инструментов на струнные, народные);
  • развитие скорости реакции (за счёт увеличения числа подвижных музыкальных игр, в том числе и в качестве физкультпаузы на занятиях), воображения, образности восприятия мира;
  • создание эмоционально положительной атмосферы в группе (к примеру, не особо контактные дети в музыкальных играх раскрепощаются);
  • оздоровление организма малыша (вокальные упражнения в играх укрепляют дыхательную и сердечно-сосудистую системы, улучшают артикуляцию звуков, а танцевальные элементы помогают снять мышечное напряжение).

Игры и музыка помогают детям раскрепоститься

Классификация музыкальных игр для детей 5–6 лет

Существует несколько подходов к классификации музыкальных игр в зависимости от базового принципа, положенного в основу их разделения на виды.

Таблица: виды музыкальных игр для воспитанников старшей группы

Принцип классификации Вид Суть Пример
По содержанию игрового материала Дидактические Усвоение материала по теме. «Третий лишний».
Цель: учить классифицировать музыкальные инструменты по видам.
Дети получают по 3 карточки с изображениями музыкальных инструментов (например, фортепиано, скрипка и виолончель) и определяют критерий, по которому один будет лишним (фортепиано не смычковый).
Подвижные, сюжетно-ролевые Дети инсценируют содержание песен, потешек, проявляя свой творческий потенциал. «Репетиция оркестра».
Один воспитанник выбирается дирижёром, остальные распределяют роли первой скрипки, ударника, трубача и пр.
Дети показывают репетицию оркестра, используя мимику, жесты.
Подвижные, соревнования Воспитывают в детях чувство здоровой конкуренции. «Кто король?».
Цель: тренировать скорость реакции.
Дети под песенку «Дуэт Короля и Принцессы» из мультфильма «Бременские музыканты» идут вокруг стула, на котором лежит игрушечная корона. Педагог останавливает музыку, дети стараются схватить корону. Кто успел, становится Королём.
Примечание: чтобы избежать конфликтов, игра проводится несколько раз.
Xороводные Их проведение закреплено народной традицией: дети держатся за руки и идут по кругу, напевая слова песен (колядок, веснянок, прибауток). «Солнышко-вёдрышко».
Цели:
  • развивать реакцию;
  • тренировать внимание.

Дети стоят в хороводе, в середине - Солнышко. С первыми словами песни ребята делают 3 шага внутрь круга и возвращаются назад.

  • Солнышко - вёдрышко,
    Выгляди в окошечко,
    Где твои детки?
    Сидят на загнетке,
    Лепёшки валяют!
    Тебя дожидают!
    Солнышко - вёдрышко!
    Выгляни в окошечко!
    Солнышко - вёдрышко!
    Солнышко - вёдрышко!

Примечание: загнетка - это место в русской печи, куда сгребали жар.
Завершив пение, ребята разбегаются, а Солнышко пытается их догнать и осалить. Если удалось, этот игрок становится Солнышком.

«Кто скорее гриб возьмёт».
Цели идентичны тем, что обозначены в предыдущей игре.
Дети, взявшись за руки, идут по кругу. На полу лежат три обруча с грибочками внутри, причём грибов на один меньше, чем участников игры.
  • Вот корзиночки мы взяли,
    В лес пошли мы за грибами.
    Мы идём, идём, идём, (Идут по кругу)
    Мы грибы сейчас найдём.
    Под листочком, под травинкой,
    На пенёчке, под осинкой.
    Вот и гриб! Не зевай
    И быстрей его хватай.

Дети хлопают в ладоши, хватают грибы из обручей.

По характеру участия детей Игры на восприятие музыкального материала Дети учатся соотносить музыкальные произведения с теми или иными явлениями, событиями. «Солнце и дождь».
Цель: различать оттенки музыкальных произведений.
Дети слушают два произведения (Шопен «Вальс дождя», Чайковский «Лето. Баркарола» из цикла «Времена года») и определяют, каким из них можно охарактеризовать солнце, а каким дождь.
Примечание: музыкальный материал может быть универсальным для нескольких игр.
Самостоятельное исполнение музыки или ритмическая игра Дошкольники воспроизводят заданный или произвольный ритм на деревянных ложках, колокольчиками или хлопками в ладошки. «Мишки и мышки».
Цель: учить показывать внешние характеристики объектов звуками.
Педагог показывает детям животное, а малыши деревянными ложками выстукивают звуки его шагов (тяжёлые у медведя, крадущиеся у тигра, вкрадчивые у зайца и пр.).
Творческие музыкальные игры Дети проявляют свои творческие способности на основе музыкального материала, изображая свои переживания в рисунках, аппликациях. «Нарисуй настроение».
Цель: учить соотносить настроение с конкретным визуальным образом.
Дети слушают отрывок музыкального произведения (например, «Танец цветов» из балета Чайковского «Щелкунчик») и рисуют своё настроение после прослушивания.

Дидактические игры на музыкальную тематику проводятся не только музработником на занятии, но и воспитателем, например, для организации самостоятельной деятельности ребят

Как составить картотеку музыкальных игр для старшей группы

При составлении картотеки игр педагог руководствуется тематикой отдельных отрезков учебно-воспитательного процесса, а также исходит из актуальных задач для воспитанников конкретной группы. При этом воспитатель стремится включить в картотеку игры разных видов.

В старшей группе акцент делается на:

  • развитии творческих способностей, поэтому активно используются творческие музыкальные игры;
  • совершенствовании физического развития, поэтому включаются подвижные;
  • патриотическом воспитании, поэтому в контексте воспитания уважения к традициям своего народа дети приобщаются к хороводным играм.

На своём опыте убедилась, что картотеку музыкальных игр удобно систематизировать под общую тематику образовательного процесса. Например, под темы «Осень», «Зима. Новый год», «Праздник мам» и т. д.

Старшая группа

1. Три цветка

2. Три медведя

3. Сладкий колпачок

4. День рождения

5. Удивительный светофор

6. Вот так, зайцы

7. Весёлые подружки

8. Глашенька учит танцевать

9. Цветик-семицветик

10. Воздушные шары

11. Домик-крошечка

1. ТРИ ЦВЕТКА

Игровой материал

Демонстрационный: три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» — спящее, плачущее или веселое), изображаю-щих три типа характера музыки:

Добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);

Грустная, жалобная;

Веселая, радостная, плясовая, задорная.

Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки, три звез-дочки и т. д.

Раздаточный: у каждого ребенка — один цветок, отражающий характер музыки.

Ход игры

I вариант. Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музы-ки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызван-ный ребенок говорит его название и имя композитора.

II вариант. Перед каждым ребенком лежит один из трех цвет-ков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.

2. ТРИ МЕДВЕДЯ

Дидактическая игра для развития чувства ритма

Игровой материал

Демонстрационный: плоские фигурки медведей из картона, рас-крашенные в русском стиле,— Михаила Потапыча, Настасьи Петровны, Мишутки.

Раздаточный: У детей карточки с изображением трех медведей и кружочки.

Ход игры

Музыкальный руководитель. Вы помните, ребята, сказ-ку «Три медведя»? {Дети отвечают.)

В последней комнате Машенька легла на минуточку в кро-ватку и заснула. А в это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают.) Послушайте, кто пер-вый зашел в избушку? (Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети называют, кто пришел.)

Музыкальный руководитель (выводит фигуру). Как мишка идет? Медленно, тяжело. Отхлопайте ритм ладошками, как он идет? А теперь найдите, куда положить фишку. (Дети кладут кружочки на соответствующее изображение.)

3. СЛАДКИЙ КОЛПАЧОК

Дидактическая игра на закрепление пройденного музыкального материала

Игровой материал

Демонстрационный: колпачки разных цветов по количеству музыкальных номеров и еще один — для конфет, карточки с за-данием (спеть знакомую песню, исполнить танец, хоровод, прочи-тать стихи). На карточках — рисунки по сюжету произведения или текст, который читает взрослый. Конфеты — на каждого ре-бенка.

Ход игры

Дети сидят полукругом. По всему залу расставлены колпач-ки. Приходит грустный Петрушка (взрослый или кукла би-ба-бо). Он приготовил детям сладкое угощение, положил под колпачок, а под какой — забыл. Надо этот колпачок обязательно найти! Музыкальный руководитель предлагает Петрушке подойти к любому колпачку (кроме того, где лежит сюрприз), и дети выполняют зада-ние, найденное под ним. Под последним колпачком — угощение. Колпачок с угощением может находиться не только в поле зрения детей, но и быть где-то спрятан. Эту игру можно проводить в дни после праздничных утренников, используя музыкальные номера этих утренников.

4. ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

Дидактическая игра на определение характера музыки

Игровой материал

Демонстрационный: мягкие небольшие игрушки (заяц, птичка, собачка, лошадка, кошка, цыплята и др.). Небольшой кукольный сто-лик со стульчиками, чайная посуда, маленькие яркие коробочки-по-дарки для Зайчика.

Ход игры

Музыкальный руководитель. Посмотрите, ребята, какой сегодня Зайчик необыкновенный, даже праздничный бантик повя-зал. (Зайчик хлопочет по хозяйству, ставя на стол игрушечную посуду.) Я догадалась, у Зайчика сегодня день рождения, и он при-гласил гостей. Вот уже кто-то идет! Я вам сыграю музыку, а вы догадайтесь, кто же первый идет?

Музыкальный руководитель исполняет произведение, дети выс-казывают свое мнение о характере музыки, узнают музыкальный образ.

После этого появляется игрушка-«гость» с подарком и дарит его зайчику. Затем игрушку сажают к столу. Таким образом, последова-тельно исполняются все произведения. В конце игры музыкальный руководитель спрашивает детей, что подарят зайчику дети. Это мо-жет быть песенка или танец, знакомые детям.

5. УДИВИТЕЛЬНЫЙ СВЕТОФОР

Игровой материал

Демонстрационный: фланелеграф, большой светофор.

Раздаточный : карточки на каждого ребенка с изображением светофора и три фишки. Внутри кружочков-фонарей на светофорах дети, выполняющие три действия: спят, маршируют, пляшут.

Ход игры

Музыкальный руководитель (показывает большой све-тофор).

Вот горит светофор.

С ним, дружок мой, ты не спорь!

Что покажет он — узнай,

А захочешь — выполняй!

Дети сидят за столами. Перед ними карточки и фишки. Музы-кальный руководитель исполняет произведение, дети закрывают фишкой соответствующий кружок на светофоре. Затем вызванный ребенок показывает нужное изображение на большом светофоре и имитирует действие. Дети называют произведение, определяют ха-рактер музыки.

Под музыкальные произведения, условно относящиеся к зелено-му сигналу светофора, дети могут передвигаться в пространстве, про-являя свое творчество в движении. Игру можно проводить на музы-кальном занятии или в свободное время.

6. ВОТ ТАК, ЗАЙЦЫ!

Дидактическая игра на усвоение характера музыки

Игровой материал

Демонстрационный: игровое поле, изображающее лесную поля-ну. Деревья стоят на поляне на подставочках. Их можно поворачи-вать другой стороной, где изображен заяц, спящий или пляшущий. Поляна — лист ватмана, располагающийся на столе или на полу, с нарисованной зеленой травой, грибами, цветами, ягодами и т.д. Де-рево — два контура склеиваются в верхней части, внизу расходят-ся, обеспечивая устойчивость. К одной из сторон дерева снизу при-креплено изображение зайца (см. стр. 37). Аналогично изготавли-вается береза и куст (рисунок поляны на стр. 36).

Ход игры

Музыкальный руководитель. Как хорошо летом в лесу на поляне! Светит ласковое солнышко, летают бабочки, мотыль-ки! Прибежали любопытные зайцы и по одному спрятались за деревьями и кустами. Вот хитрецы! Что же они там делают? Сей-час узнаем!

Педагог играет музыку, дети определяют ее характер. Вызван-ный ребенок заходит за деревья и поворачивает те, где нарисовано соответствующее характеру музыки изображение зайца. Все видят, что делают зайцы: спят или пляшут.

Задания можно менять: вызванный ребенок по одному повора-чивает деревья и кусты, соответственно этому педагог исполняет музыку. Дети определяют, правильно ли она подобрана. Педагог мо-жет «ошибаться».

7. ВЕСЕЛЫЕ ПОДРУЖКИ

Игровой материал

Демонстрационный: плоские фигурки из картона (5 шт.), разрисо-ванные в русском стиле. Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы раз-ного размера (по типу матрешек) в одежде с различными узорами и т.д.

Раздаточный: деревянные ложки по две на каждого ребенка.

Ход игры

Фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит рус-ская народная мелодия «Светит месяц».

Музыкальный руководитель. Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли веселые подружки: Дашенька, Глашенька, Са-шенька, Иринушка, Маринушка. {Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот так умеет Дашенька!

Музыкальный руководитель берет матрешку и выстукивает дере-вянной подставкой-катушкой ритмический рисунок. Дети повторяют ритм деревянными ложками. Можно дать детям в руки кубики, палоч-ки, просто отхлопать ритм в ладоши или протопать ногами. Фигурки могут быть разной величины (от маленькой до большой), в этом случае ритмы даются по сложности (от легкого до более сложного). Ритмы так-же можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано.

8. ГЛАШЕНЬКА УЧИТ ТАНЦЕВАТЬ

Дидактическая игра на развитие чувства ритма

Игровой материал

Демонстрационный: большая куколка, разрисованная в русском стиле.Она вырезана из фанеры и закреплена на под-ставке, высота ее 65 см. Одна рука прикреплена так, что может двигаться вправо-влево. Внизу у кисти приделан кубик, так, чтобы он стучал по краю сарафана. Можно также сделать и другую руку, чтобы работать ими одновременно или поочередно.

Ход игры

Звучит русская народная мелодия «Ах, ты береза».

Музыкальный руководитель. Сегодня, ребята, я позна-комлю вас с удивительной куколкой Глашенькой. Ох, и плясать-то она искусница! Сама умеет и вас научит! Как она похлопает, так вы и повторяйте.

Дети повторяют ритмический рисунок хлопками, ногами. Мож-но взять в руки ложки, кубики, палочки, бубен. Если разделить детей " по подгруппам и дать разные предметы, то получится оркестр.

9. ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК

Дидактическая игра на развитие памяти и музыкального слуха

Игровой материал

Демонстрационный: большой цветок, состоящий из семи лепест-ков разного цвета, которые вставляются в прорезь в середине цветка. На обратной стороне лепестка — рисунки к сюжетам прослушивае-мых произведений по разделу программы «Слушание музыки»

1. «Кавалерийская» (Д. Б. Кабалевский).

2. «Клоуны» (Д. Б. Кабалевский).

3. «Новая кукла» (П. И. Чайковский).

4. «Болезнь куклы» из цикла «Детский альбом» (П. И. Чайков-ский).

6. «Шествие гномов» (Э. Григ).

7. «Дед Мороз» (Р. Шуман).

Ход игры

Дети сидят полукругом. Приходит садовник (воспитатель) и при-носит необыкновенный музыкальный цветок. Вызванный ребенок вынимает из середины любой лепесток, поворачивает его обратной стороной и видит рисунок по сюжету музыкального произведения. Если это произведение известно ему, то ребенок должен назвать его и имя композитора. Музыкальный руководитель проигрывает или включает запись. Все дети активно участвуют в определении харак-тера и темпа музыки данного произведения, его жанра.

Если игра проводится на занятии, то достаточно использовать 2-3 лепестка, а если в свободное время, то все лепестки.

10. ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ

Дидактическая игра на закрепление знаний о длительности звуков

Игровой материал

Демонстрационный: игровое панно с изображением мишки, ко-торый держит в лапах ниточки к воздушным шарам. Шары двух типов: большие и маленькие.

Раздаточный: карточка и шарики, большие и маленькие, по числу ниточек. Комплект готовится на каждого ребенка.

Ход игры

Музыкальный руководитель.

Медвежонку в магазине

Много шариков купили —

Разноцветных разных ярких.

Был он очень рад подарку,

Все на шарики смотрел,

Даже песенку запел.

(Поет попевку.)

Мишка шарики купил,

С ними весело ходил. Вот!

Дети повторяют попевку, отхлопывают ритм, определяют коли-чество долгих и коротких звуков и выкладывают шариками ритми-ческий рисунок.

11. ДОМИК-КРОШЕЧКА

Дидактическая игра на закрепление знаний детей о постепенном движении мелодии вверх и вниз

Игровой материал

Демонстрационный: игровое поле с изображением домика с крыльцом из семи ступенек. Фигурки зверей: заяц, лягушка, лиса, мышка, петушок, кошка, собака, птичка. Рисунок домика увеличивается до необходимого раз-мера, фигурки вырезаются по контуру и раскрашиваются.

Ход игры

Музыкальный руководитель.

Стоит в поле теремок, теремок.

Как красив он и высок, да высок.

По ступенькам мы идем, все идем.

Свою песенку поем, да поем.

Приходите в теремок, в теремок,

Будем печь большой пирог, да пирог.

С помощью считалки выбираются трое детей, каждый берет себе любую фигурку зверюшки.

Персонаж идет по ступенькам вверх и поет первую фразу: «По ступенькам я иду.», затем, стоя у входа в домик, поет вторую фразу: «В дом чудесный захожу!», придумывая свой мотив, — и «заходит» в дом.

Каждый ребенок, придумывая мотив второй фразы, не должен повторять чужой мотив. Когда все персонажи «зайдут» в дом, начи-нается постепенное движение вниз, в обратном порядке.

Персонаж спускается по ступенькам и поет: «По ступенькам вниз иду.», затем, стоя у первой ступеньки, допевает вторую фразу: «По тропиночке уйду», также придумывая свой мотив этой фразы, и уходит.