Самая сильная шахматная программа в мире. Университет итмокафедра «технологии программирования

Первая шахматная программа появилось 1974 году еще в СССР. Это была всеми известная «Каисса». Машина была огромная, и занимала почти целую комнату. Играла «Каисса» на уровне второго разряда СССР. Конечно же, по истечении стольких лет прогресс не стоял на месте, и на данный момент существуют программы, которые играют в силу международного гроссмейстера. Чемпионом мира среди машин сейчас является программа «Rondo», созданная в Японии.
За 37 лет было сделано бессчётное множество , как для начинающих, так и для гроссмейстеров. Любитель вы или профессиональный игрок, вы всегда найдете для себя оптимальную программу, которая подходит именно вам. Есть программы, которые учат комбинационному и позиционному мышлению; игре в дебюте, эндшпиле и миттельшпиле. Шахматные программы стали настолько универсальны, что их с трудом обыграет даже хороший шахматист, поэтому стали делать уровень сложности игры. Максимальной уровень сложности игры программы достигает 3200, тогда как у нынешнего чемпиона мира по шахматам, Вишванатана Ананда, рейтинг 2817.
Мы предлагаем Вам скачать шахматные программы различных производителей, и различных типов. Чтобы хорошо , не обязательно нанимать тренера, порой будет лучше просто скачать шахматную программу , и заниматься с ее помощью, тем более, что на нашем сайте, вы можете сделать это бесплатно. Играя ежедневно с соперником, который сильнее, уровень вашей игры непременно на много повысится, и, в конце концов, вы будете играть с ним на равных.

Chess Assistant - шахматная программа, которая поможет повысить уровень игры шахматиста. Считаю, что это лучшая программа среди подобных. В программе организована возможность играть в шахматы с компьютером. Рейтинг компьютера на уровне МГ. Также в программе можно проводить анализ партий.

Представляем вниманию посетителей нашего сайта Deep Fritz 14 версии.

Данная программа остается самой популярной во всем мире уже на протяжении многих лет. Будь вы новичок или профессионал - Deep Fritz 14 имеет все, о чем могли мечтать шахматисты: автоматически регулировка силы игры, гандикап и тренерские функции, объяснения позиций, цветные предупреждения об угрозах, статистика, автоматический анализ игры, различные тренинги тактики, эндшпиля и базу данных 1,5 млн. шахматных партий.

Фриц продолжает очаровывать шахматный мир. В этой версии он может даже развлекать вас свежими и юмористическими словесными комментариями.

Представляем Вашему вниманию лучшие шахматы для PSP, которые не позволят Вам скучать,а наоборот, заставят подумать, поразмыслить. Данная программа называется Chessmaster 2. Полностью русифицирована, интерфейс достаточно легок и понятен. Одно из отличительных особенностей этих шахмат в том, что можно выбирать стиль доски, а также стиль шахматных фигур, что не может не радовать играющих. Пусть шахматы не пользуются такой популярностью как другие игры на PSP, но любители этой игры по-настоящему ее оценят.

Многие задаются вопросом где же скачать шахматы для телефона sony ericsson.. В полной новости вы сможете скачать данные шахматы по прямой ссылке. конечно, иногда хочется развлечься, когда под рукой нет компьютера. Шахматы в телефоне спасут вас от скуки. У данной игры очень много полезных функций, о которых можно ознакомиться ниже.

Представляем Вашему вниманию серию шахматных программ для ipad, которые вы сможете скачать бесплатно по прямой ссылке с нашего сервера.

Для начала рассмотрим программу Shredder Chess для ipad. Программа платная. Так что скачивая ее с нашего сервера будьте аккуратны, не выкладывайте ее на сторонние ресурсы и не продавайте. На мой взгляд программа самая лучшая из себе подобных. Самый огромный ее плюс в том, что после нескольких сыгранных партий Shredder Chess автоматически подстраивается под уровень вашей игры. С каждой партией играть становится все сложнее и сложнее. Shredder Chess подходит не только для новичков, а также и для более опытных шахматистов.

Помимо игры в шахматы Shredder Chess для ipad предлагает вашему вниманию различные задачи и этюды, решение которых повышает уровень игры любого шахматиста. Но и это еще не все! В данной шахматной программе, которая отлично подойдет для вашего ipad-а предусмотрена возможность анализа позиции. То есть в любой момент партии вы можете остановить игру, чтобы компьютер проанализировал ситуацию. Размер: 11 мб.

В полной новости будут рассмотрены и другие программы.

Отличные шахматы для вашего телефона. Java шахматы всегда привлекали любителей этой игры. Многие заядлые шахматисты часами играют в шахматы, и даже по пути с работы или учебы домой, им хочется продолжить игру. Многие играют прямо на месте работы, или под партой в университете. Я даже знаю парочку таких человек

Развитие научно-технического прогресса не обходит и шахматы. Сегодня мы представляем шахматную программу 3D - Chess3D. Развитие трехмерного пространства возможно не только в кино и других областях, но как вы видите и в шахматах. Программа является оптимальной из всех подобных 3D шахмат, потому что ее разрабатывала такая известная компания как sw-winsoft. Скачав любой из продуктов этой фирмы, вы поймете почему именно эти 3д шахматы лучшие.

Приступим к рассмотрению самых качественных мобильных шахмат под названием Mobi Chess. Данная игра начала разрабатываться еще в 2008 году, и сразу завоевала признание среди любителей телефонных игр. Это и понятно, ведь у всех у нас есть свободное время, когда действительно неудобно, или просто не хочется делать наши насущные дела. Вот тогда нам и попадается под руки собственный телефон. Не исключено, что в детстве вы играли в шахматы, даже может у вас есть какой-то разряд. Что же, тогда эти мобильные шахматы для вас - вспомните "молодость".

Вашему вниманию представляю игру Totally Spies. Это необычные шахматы, в которых играет команда мальчиков и команда девочек. Вы играете за команду женского пола, и должны победить мальчиков из соседнего города, которые задираются, и пристают к девочкам из вашего города. После нажатию на "фигуру", можно увидеть как она ходит. Особенность этой игры, что каждая фигура ходит по своему. Всего на доске 3 фигуры, которыми вы управляете.

Shredder 12 - легендарная шахматная программа, которая неоднократно выигрывала чемпионаты мира среди шахматных программ. Можно сказать, что она одна из первых, так что заслуживает уважения. Программа играет в силу гроссмейстера, рейтинг около 3000. Эта версия последняя, которая вышла в 2010 году. Никаких проблем при установке программа не вызовет, крэк присутствует.


Кем бы вы ни были, любитель или профессиональный игрок, всегда хочется совершенствовать уровень своей игры. Есть множество различных методов способствующих повышению класса игры шахматиста. Один из них - это занятия с шахматной программой, которая сильнее обучаемого "на голову". Сейчас в свободном доступе таких программ очень много. Поэтому мы и создали эту страничку, чтобы вы могли скачать шахматы бесплатно , которые подходят именно вам.
Мы обновляем список программ по возможности, примерно в неделю 5 новых постов, так что есть из чего выбрать всегда. Все программы вы можете скачать по ссылкам с Янарода и с Летитбита. Преимущество данных сервисов в том, что скачивание происходит в бесплатном формате. Там не нужно регистрации и скорость приемлема. Кстати, если вы надумаете скачать какую-нибудь программу, которой нет на нашем сайте, можете написать нам, и она появится. На сегодняшний день в интернете есть практически все, а значит и скачать можно что угодно.
Если говорить конкретно о шахматах, то прекрасно понятно, что игра непростая, но интересная. Научиться играть в нее сложно, хотя на первый взгляд может показаться обратное. Есть такие шахматные программы, которые обучают игре. Вы их тоже можете скачать без затруднений. Мы стараемся для посетителей нашего шахматного портала, и надеемся вы будете платить нам тем же. Оставляйте отзывы, скачивайте бесплатно, пишите .

День добрый, дорогой друг!

Компьютеры уже давно играют сильнее человека. Лучшие шахматные программы и подавно, напрямую соперничать с ними на равных невозможно даже сильнейшим шахматистам.

Однако «железный монстр» не так уж и велик и могуч, как можно подумать. У него есть слабые места и недостатки . Которые шахматист любого уровня просто обязан учитывать.

Об этом в конце статьи, а пока заглянем на секунду во внутрь компьютера и сделаем обзор лучших движков и пользовательских интерфейсов.

Что там внутри?

Компьютерная программа (движок) это счетный агрегат. Он считает, оперирует числами и совершенно не понимает, что такое шахматы .

Программа переводит шахматный язык в математические действия. Складывает, вычитает и сравнивает числа. В конце каждого варианта выставляет численную оценку.

Так работают шахматные движки.

Движки

Между движками также проводятся соревнования, состоящие из большого количества игр, гораздо больших, чем между людьми. По результатам составляются рейтинг-листы.

Рейтинг движков 2016


Komodo


Komodo занимает первое место в большинстве рейтнгов. Интресно то, что комодо отличается своими мозгами от большинства собратьев.

Он научился лучше оцениватьпозицию и делает ставку на оценку в большей степени, а на глубину расчета - меньшей.

Возможно в этом и кроется секрет. Движок совместил в себе лучшие качества человека и машины. Впрочем это мои предпложения, которые, разумеется, не являются истиной в последней инстанции

Последний коммерческий вариант движка – 11.2 . Для бесплатного свободного распространения предлагается Komodo 9 и версии старше.

Скачать можно на главном портале издателя

Stockfish

Это логотип такой. В переводе стокфиш-вяленая рыба. Откуда такая аллегория – не берусь судить

Стокиш соревнуется последнее время с Komodo и Houdini и по ряду показателей оперtжает своих соперников

Успехи Stockfish во многом обязаны политике распространения. Создав усиление, разработчики выкладывают версию для тестирования всем пользователям. Возможно по этой причине серьезных багов почти не осталось.

Программа бесплатная. Самая последняя версия — восьмерка. Скачать можно здесь: https://stockfishchess.org/download/

Но это еще не все. Движок без интерфейса использовать в практических целях затруднительно .

Оболочки и клиентские программы

Для того, чтобы использовать возможности движка, видеть его работу, нужна оболочка, интерфейс. Пользовательская шахматная программа (оболочка) плюс движок (или несколько) – это и есть готовый, пригодный для использования человеком продукт.

Приведу примеры лучших по моему мнению, оболочек и клиентских программ:

Арена


Одна из самых известных и мощных программ. Можно использовать в качестве пользовательского интерфейса, оболочки для практически всех лучших движков

Скачать/установить можно на официальном сайте Арены.

Chessbase

Пожалуй, самая продвинутая аналитическая программа из известных автору.


ChessBase предоствляет весь необходимый аналитический инструментарий и может:

  • Работать с базами партий– смотреть сыгранные партии и анализировать
  • Проводить поиск по опрееленным параметрам: дебюты, позиции, соотношение материала, эндшпили и другое.
  • Загружать свои партии, с комментариями и картнками
  • Анализировать, подбирая различные движки
  • Создавать досье игроков, на основе баз данных
  • Распечатывать партии и диаграммы в различных конфигурациях

А также многое другое.

Последняя версия программы – ChessBase-13

Shredder Classic 3

Один из лучших шахматных движков Шреддер в комплекте с интерфейсом.


  • Возможность игры как с движком на разных уровнях, так и по сети с реальными соперниками
  • Выбор контролей времени, возможность создать свой контроль.
  • Анализ и партий и позиций
  • Настройка интерфейса: дизайн доски и фигур и т.п фигур и т.п дальше.

Полная версия не бесплатная. Для начала можно скачать условно-бесплатный вариант.

Шахматная планета


Специализированная программа, связанная с порталом http://chessplanet.ru/, где можно играть онлайн, в турнирах, по переписке, играть по переписке. Проводятся конкурсы и много всего интересного.

Клиентская программа устанавливается на компьютере пользователя и предоставляет возможность играть, общаться на форуме, просматривать и анализировать партии, смотреть уроки, и другое.

Есть и упрощенная версия, когда можно играть в браузере без установки клиентской программы на комп.

Установить клиент и познакомиться с порталом подробнее можно

BabasChess

Многоязычный интерфейс (русского правда не нашел) для игры через интернет.


Сочетает простоту использования и довольно широкий спектр функций. Этим и подкупает.

Работает на Windows. Также может работать в Linux

Для обучения

Для начинающих шахматистов и для обучения, на мой взгляд, лучше использовать многопрофильные шахматные порталы или онлайн-школу.

Однако есть и автономные программы. Например, на смартфон можно установить:

Обучение шахматам — от простого к сложному


Что-то вроде навигатора в мире шахмат. Приложение покажет основные правила и даст советы по улучшению игры.

Обучающий курс содержит более сотни тем. В том числе основные приемы и типичные комбинации. Более 1000 различных примеров.

Ознакомиться подробнее и установить можно здесь

Не верь глазам своим

Лучшие шахматные движки уже отчасти «очеловечены» и в плане оценки позиции похожи на людей. Однако и они ошибаются. Причем грубо.

Всего один пример, самый простой:

Позиция «в доску» ничейная и это известно большинству шахматистов, не только мастерам. Да и догадаться не трудно – черный король сидит в углу и выкурить его оттуда невозможно. Ни мат поставить, ни пешку провести. А прижал в углу — пат.

Так вот, большинство движков, даже самых современных, — оценивает эту позицию как выигранную за белых. Стокфиш дает +7 . Не верите – можете проверить сами.

На самом деле таких примеров, когда машина грубо ошибается в оценке позиции, — я мог бы привести с десяток точно. Почему это происходит, мне неизвестно, но факт есть факт.

Отсюда вывод: обожествляя компьютер, не лишним будет помнить, что и «на старуху бывает проруха» . Получается, что не только мы проверяем свои расчеты с помощью компьютера. Иногда требуется и обратный процесс. Вот такие дела.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  • Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  • Напишите комментарий (внизу страницы)
  • Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Профессор Андрей Слюсарчук играя вслепую, то есть, запоминая ходы без фиксации их на шахматной доске и ориентируясь лишь на голосовые команды, за два с половиной часа со счетом 1,5:0,5 победил установленную на максимальную сложность 3000 Ело компьютерную программу Rybka-4, которую шахматный мир в 2007 году признал непобедимой.

"Спортивного интереса у меня нет, это все - научный эксперимент и шахматы - лишь инструмент для демонстрации методики запоминания, которую мы подготовили и сейчас представляем на государственную премию", - прокомментировал свою игру ученый.

Для обеспечения чистоты игры были задействованы строгие меры защиты помещения от использования технических средств несанкционированного обмена данными. С целью подтверждения отсутствия устройств приема и передачи информации перед началом игры Слюсарчука осмотрели специалисты по защите информации и члены комиссии. Были также заглушены все радиочастоты. Мобильные телефоны, блютус, мобильный интернет и другие средства передачи информации и обмена данными не работали. Хотя, заметил ведущий мероприятия, "эти меры безопасности несколько нелогичны, ведь если эту программу никто не обыгрывал, так и некому подсказывать профессору".

Слюсарчук посвятил эту игру правам человека в Украине. "Игра - это напоминание нам, что мы достойны того, чтобы друг друга любить и уважать, потому что человек - это что-то невероятное", - сказал ученый.

Присутствовавший на игре представитель Книги рекордов Украины засвидетельствовал очередное достижение Слюсарчука и пообещал направить официальные бумаги в Книгу рекордов Гиннеса, отметив: "Впервые на планете была обыграна самая сильная компьютерная программа Rybka-4, которая до сегодняшнего дня была непобедимой. Этот рекорд будет зафиксирован как мировой в Книге рекордов Украины, а документ в соответствии со всеми правилами и формальностями будет направлен, в том числе в Книгу рекордов Гиннеса".

Перед началом игры профессор сообщил также, что это его последнее подобное мероприятие в Украине. "Если в течение месяца государство ко мне не повернется лицом, то я его покину. Здесь я не имею возможности реализоваться", - сказал он.

По словам Слюсарчука, он очень хотел бы получить внимание от общества и государства в частности. "Моей главной целью является Институт мозга с клиникой, где я смогу привлекать специалистов, быть активным - буду иметь возможность быть ученым. Потому что, не имея такого полигона и условий, я не хочу творить", - отметил профессор.

Он заверил, что при надлежащем отношении к его работе уже совсем скоро может стать лауреатом Нобелевской премии.


Сноски

1 - оценочное значение рейтинга Эло. За основу принят рейтинговый список SSDF с попыткой, по возможности, приблизить его к рейтинговой шкале ФИДЕ. Методику расчета см. ниже.
2 - как правило, с погрешностью ±50%. Скорость перебора может меняться в зависимости от версии программы, стадии партии, типа позиции, глубины перебора и т. д. Источники информации см. ниже.

Легенда

1976. MicroChess разрабатывался на протяжении шести месяцев 1976 года для персонального компьютера KIM-1. Покупателю высылался только текст программы, который он должен был сам набрать на клавиатуре. Первая копия была выслана 18 декабря 1976 года. По-видимому это была первая программа для персонального компьютера, которая свободно продавалась. Позднее вышли версии 1.5, 2.0. Программа получила широкую известность. Портирована на многие платформы, в том числе была предустановлена в некоторые шахматные калькуляторы.

1977. Chess Challenger - первый персональный шахматный микрокомпьютер выполненный в виде шахматной доски. Анонсирован в январе 1977 года. Поступил в продажу в марте того же года. В продаваемой модели были перепутаны обозначения вертикалей и горизонталей, отчасти из-за спешки с выпуском на рынок, а отчасти потому что в те годы в США использовалась описательная нотация, а не алгебраическая. Программа первоначально была написана Роном Нельсоном для ПК Altair 8800. Рабочий макет доски с программой был создан в течение 1976 года.

1978. Sargon находился в разработке с сентября 1977 года. Победил на первом турнире для микрокомпь-ютеров, проводившемся в рамках конференции The Second West Coast Computer Faire в марте 1978 года. Набрал 5 из 5-ти возможных очков, опередив поделивших второе место Chess Challenger и MicroChess 1.5 на 2 очка. Позднее Sargon был портирован на Apple II, под микропроцессор 6502.

1979. Ещё в 1978 году Sargon II участвовал в североамериканском чемпионате ACM 1978 на персональном компьютере Jupiter III, разогнанном предположительно до 4,3 МГц. Занял 5-е место, опередив многие суперкомпьютеры. В 1979 году вышла версия для персонального компьютера TRS-80. Был также портирован на многие другие ПК. В том же 1979 году вышла версия Sargon 2.5, которая была предустановлена в электронных шахматных досках фирмы Applied Concepts. В 1979-80 гг. Sargon 2.5 показал в двух турнирах перфоманс 1641 и 1736 пунктов по шкале USCF.

1980. Fidelity Chess Challenger X - экспериментальная турнирная модель. Выиграла первый микрокомпьютерный чемпионат мира WMCCC 1980. На рынок была выпущена в следующем году под маркой Fidelity Champion Sensory Chess Challenger (на 2 МГц). Заняла 3-е место на североамериканском чемпионате для "больших машин" ACM 1980. Причем в последнем туре, в районе 26-го хода, в партии против будущего чемпиона имела абсолютно выигранную позицию, но все же проиграла. Для чемпионата ACM 1980 процессор разогнали до 4 МГц.

Приходится вписывать в таблицу экспериментальную модель, но других достойных кандидатов в тот год просто не было.

1981. Чемпионат WMCCC 1981 выиграла Fidelity X - очередная экспериментальная модель. Для чемпионата процессор разогнали до 5 МГц. На рынок была выпущена в конце того же года (неточно - данные разнятся) под маркой Fidelity Elite Champion Sensory Chess Challenger. По-видимому являлась прототипом будущей серии Elite A/S, Prestige, и выпущенной в 1983 году программы для персональных компьютеров Sargon III.

1982. Модели Prestige отличалась от Elite A/S внешним оформлением. Программы же часто были взаимозаменяемы. Например, программа из модели Prestige использовалась в ранних версиях Elite A/S в 1983 году, до тех пор пока не была подготовлена собственно сама программа Elite A/S. В свою очередь, начиная с WMCCC 1983, уже программа из Elite A/S устанавливалась в новые модели Prestige-В.

1983. Elite A/S - чемпион WMCCC 1983, проводившегося в Будапеште. Самая "медленная" версия из серии Elite A/S. Позднее на рынок выпускались версии 3,6 и 4 МГц. В следующем году одна из них, разогнанная до 6 МГц, поделила 1-4 места на чемпионате мира в Глазго.

1984. Super Constellation - первый микрокомпьютер официально получивший рейтинг 2018 USCF и звание "эксперт" по классификации американской шахматной федерации. Его называли "Супер Конни" и "Блиц-монстр". Не раз обыгрывал мастеров, в том числе WIM Diane Savereide (2240 FIDE) в товарищеском матче и NM Jerry Simon (2207 USCF) в чемпионате США. Но все же явным лидером среди микрокомпьютеров не был. Программа выделялась своеобразным, агрессивным, где-то спекулятивным и почти человекоподобным стилем игры.

1985. Mephisto Amsterdam устроил настоящий погром на микрокомпьютерном чемпионате мира WMCCC 1985 в Амстердаме. Три версии программы под номерами 1, 2 и 3 набрали в сумме 22 очка из 24-х возможных и заняли весь пьедестал почета, с огромным отрывом от преследователей. С этого турнира началось доминирование программ Ричарда Лэнга. На предыдущем чемпионате WMCCC 1984 его программа для ПК Psion поделила места с 1-го по 4-е.

1986. Первая модель Mephisto с полностью 32-битным процессором 68020. На WMCCC 1985 такой процессор уже использовался, но только в экспериментальной версии на ПК, которая и выиграла чемпионат. В продажу тогда поступила модель Mephisto Amsterdam на базе процессора 68000.

1987. На WMCCC 1987 Mephisto Roma был разогнан до 25 МГц.

1988. Первый Мефисто с хэш-таблицами. Уверенно выиграл чемпионат WMCCC 1988, участвуя версией разогнанной до 30 МГц. В том же году машины Мефисто и Фиделити успешно выступили на "большом" чемпионате ACM 1988, где заняли 3-е и 2-е места соответственно, сразу же после Дип Сот.

1989. На WMCCC 1989 Mephisto Portorose выступал на машине 68030/40 МГц. После чемпионата в продажу поступила версия на 68020/12 МГц за 4600 DM (в пересчете - 2300 евро). Можно было заказать и "турнирную" версию на 68030/36 МГц за 7600 евро. Её было продано всего несколько десятков комплектов. Она была в несколько раз быстрее и почти на 100 эло сильнее обычной версии.

1990. Mephisto Lyon выступал/продавался аналогично Mephisto Portorose. Они мало отличались.
Mephisto Lyon - последний чемпион мира в серии Мефисто. По сути, вместе с ним заканчивается эра специальных шахматных компьютеров с предустановленными программами, так называемых "электронных шахматных досок". С тех пор какие-то модели ещё выпускаются, но уже не играют решающей роли. Со следующего года начинается бенефис программ для персональных компьютеров. Программа Мефисто тоже мигрирует на ПК, под новым названием Chess Genius. В 2015 году, впервые за долгие годы, для любителей настоящих шахматных "досок" была выпущен специальная версия Мефисто, средней силы, под маркой Millennium ChessGenius Chess Computer.

1991. Gideon играл на специальном ПК, оснащенной RISC-процессором марки ARM - одним из далеких предшественников процессоров современных смартфонов. "Шахматная машина" продавалась в виде платы расширения для установки в стандартный разъём ISA персонального компьютера IBM PC. В комплекте шли две шахматные программы Кинг и Гидеон.
Гидеон выиграл чемпионат WMCCC 1991 на процессоре частотой 32 МГц, в то время как в свободной продаже пока были только модели на 16 МГц.

1992. Гидеон неожиданно победил на чемпионате мира для "больших машин" WCCC 1992, на котором не существует ограничений на производительность. Правда, надо сказать что суперкомпьютеров на том турнире было немного.

1993. Мефисто Ричарда Лэнга был переписан под ПК и начал продаваться под новой маркой "Чесс Гениус". Некоторое время использовалось также название Мефисто Гениус. Выпускались две версии, одна традиционно под платформу 68000 для "досок", а вторая под процессоры 86000-й серии для ПК.

1994. Год славы Гениуса. Он обыгрывает Каспарова со счетом 1,5-0,5 в Лондонском турнире Intel Grand Prix по быстрым шахматам. В матче играла предрелизная версия 2.9.

1995. В первой половине 90-х МЧесс постоянно находился в группе лидеров. Ещё в 1991 году он играл примерно на одном уровне с топовыми моделями Мефисто и "Шахматной машиной". В конце 1995 года он снова делит первое место во многих рейтингах, на этот раз вместе с Чесс Гениус 3. В том же году МЧессПро выигрывает микрокомпьютерный чемпионат мира WMCCC 1995.

1996. Эд Шредер за свою жизнь написал немало программ. Его программы выходили ещё в "младшей" серии Мефисто, под маркой ММ IV и ММ V, на базе устаревшего процессора 6502. В начале 90-х он наконец вышел из тени "короля Лэнга" со своим Гидеоном. Его наиболее известная программа для ПК называлась Ребел, и в конце 1996 года она ненадолго обошла конкурентов.

1997. Хиаркс уже засветился наверху в начале 90-х, когда выиграл микрокомпьютерный чемпионат мира 1993 года, но настоящий авторитет программа заслужила с середины десятилетия. Её лучшую, относительно других программ, оценку позиции отмечал сам Гарри Каспаров. На протяжении второй половины 90-х и первой половины 00-х Хиаркс постоянно находился в группе лидеров, а в 1997 году поднялся на самую вершину. В том же году Хиаркс обыграл IM Deen Hergott (2485 FIDE), в матче на классическом контроле, со счетом 4-2 (+3=2-1).

1998. Долгожданное пришествие 32-битных программ на ПК. Переход на 32 бита позволял прирастить скорость в 1,5-2 раза, чем и воспользовался Фриц 5. Ранее практически все программы для ПК были 16-битные, хотя подходящие процессоры выпускались уже много лет.

1999. Джуниор 6 - пожалуй, единственная программа игравшая на общих условиях в человеческом супертурнире с классическим контролем. Это произошло в 2000 году в Дортмунде, где запускавшийся на мощном сервере, Дип Джуниор 6 занял место в середине таблицы, заслужив турнирный рейтинг в 2700 эло.

2000. Начало эры распараллеливания на ПК. Многопроцессорная версия Фрица, под маркой Deep Fritz, была выпущена в конце того же года, отдельно от Fritz 6. В течение двух-трех лет свои многопроцессорные/многоядерные версии появляются у большинства ведущих программ и проблема качественного распараллеливания становится актуальной.

2001. Chess Tiger 14.0 - своеобразная программа, выпускавшаяся по сути в двух вариантах - обычном и гамбитном (под маркой Gambit Tiger). В целом не превосходила по силе лучшие программы, но в тот год делила первые места рейтингов вместе с разными версиями Фрица.

2002. Вничью с чемпионом мира. Осенью 2002 года одна из поздних версий Deep Fritz 7 сыграла матч из восьми партий с Владимиром Крамником. Компьютер не уступил - 4:4.

2003. Программа Шреддер стала открытием второй половины 90-х, когда выиграла микрочемпионат 1996 года. На протяжении первой половины 00-х принадлежала к элитному клубу движков. В 2003 году наконец-то заслуженно поднялась на вершину рейтинга, достаточно уверенно опередив конкурентов.
В том же году предрелизная версия Джуниора 8 сыграла вничью матч с Каспаровым (3:3).

2004. Запас прочности у Шреддера был достаточно высоким, что позволило ему и в 2004 году оставаться на вершине.

2005. Фрукт - программа, наиболее сильно повлиявшая на развитие шахматных движков в последующие пять-десять лет. Причиной стал исходный код, открытый к просмотру для любого желающего, в сочетании с изрядной силой игры. Чемпионом мира Фрукт правда не стал, но зато возглавил рейтинг-лист SSDF. Столь мощной программы с открытым исходным кодом не появлялось уже давно, что в свою очередь повлекло за собой некоторые долгоиграющие последствия.

В тот год в мире компьютерных шахмат появилась целая группа интересных программ. В частности, чемпион мира Zappa, а в конце года и настоящий феномен - Рыбка.

2006. Рыбка - восходящая звезда и новый гегемон в мире компьютерных шахмат на ближайшую пятилетку. Произвела просто шоковое впечатление на современников, вынырнув в самом конце 2005 года буквально из ниоткуда. Спустя пять лет была обвинена в заимствовании кода из Фрукта и лишена многих регалий.

2007. Год постепенного улучшения второй версии Рыбки. Каждый её следующий вариант был немного сильнее предыдущего, пока наконец к середине года не была выпущена финальная версия - Rybka 2.3.2а.

2008. Очередное глобальное улучшение Рыбки. Вышла 3-я версия с прибавкой в силе около 100 пунктов эло. У Рыбки нет конкурентов. Полная доминация.

2009. В течение года ничего особенного не произошло, если не считать появления некоторых предвестников последующих событий.

2010. Появление в конце 2009 года в сети сильной программы и свободно распространяемого кода неизвестного происхождения, под названием "Ippolit", запустило целую цепочку скандалов, связанных с неправомочным использованием кода в различных шахматных программах. Сначала автор Рыбки обвинил Ипполит и все последовавшие за ним программы в воровстве кода. Затем специальная комиссия Ассоциации компьютерных шахмат (ICGA) нашла в ранних версиях Рыбки обширные заимствования из Фрукта, что привело уже к дисквалификации самой Рыбки. В декабре в 2010 года, из группы программ основанных на коде Ипполита выделился Гудини 1.5, поднявшись на самые вершины различных рейтингов. Своей силой игры эта свободно распространяемая программа произвела впечатление на все слои шахматного сообщества.

2011. В этом году Гудини 2 стал уже коммерчески распространяемой программой, но не произвел такого сильного впечатления как предыдущая версия.

2012. Гудини 3 по прежнему явный фаворит в мире компьютерных шахмат. В 3-й версии заявлено улучшение на 50 пунктов по сравнению с предыдущей.

2013. Заявлены те же 50 пунктов. По неизвестной причине, на этом этапе совершенствование шахматной программы было приостановлено автором.

2014. Преследователи Гудини наконец-то его обогнали. Стокфиш и Комодо на пару стали сильнейшими программами последующих лет. Летом 2014 года Стокфиш 5 становится победителем неофициального чемпионата мира TCEC, сезон 6.

2015. Некоторая заминка у Стокфиша. Комодо обгоняет Стокфиша, отчасти вследствие лучшей масштабируемости на многоядерных системах.

2016. Год ознаменовался взлетом Стокфиша, наконец-то разобравшимся со своими проблемами.

О скорости

Источники данных по скорости перебора:
№ 4. Levy/Newborn 1982, ч. 2, стр.83.
№ 8, 9. www.chessprogramming.wikispaces.com/WMCCC+1983 ; "Соmputerschach und Spiele" 4"1983, стр. 4-5.
№ 17. www.chessprogramming.wikispaces.com/WMCCC+1991; www.chessprogramming.wikispaces.com/WCCC+1992
№ 18. www.chessprogramming.wikispaces.com/WCCC+1992
№ 19. "Selective Search" №54, стр.19

Для остальных программ скорость приведена в пересчете. Исходные данные взяты из "Fritz Chess Benchmark" Sedat"а и из http://www.stmintz.com/ccc/index.php?id=41270 для Fritz 5.32, Fritz 6, Deep Fritz 7, Houdini 1.5; www.chessprogramming.wikispaces.com/WMCCC+1991 для Мефисто Лион 68020.

Следует иметь в виду, что у разных микропроцессоров шахматная производительность на мегагерц отличается. По данным "Selective Search" №34, стр.11 и №37, стр. 18 реальная скорость в шахматных приложениях процессоров 6502/ 68000/ 68020/ 68030/ 8086/ 80486 на одной и той же частоте соотносится как x1/ x0,55/ x0,9/ x1,2/ x0,25/ x1,5.
Процессор Z-80, по-видимому тоже в 2-3 раза медленнее чем 6502 на той же частоте. См. "Соmputerschach und Spiele" 4"1986, стр. 36.
Кроме того, следует учитывать, что даже на одной и той же машине, разные программы выполняют перебор с разной скоростью.

Приведенные в таблице рейтинги взяты в основном из рейтингового списка SSDF и пересчитаны через линейную функцию, с целью приближения их к рейтингу ФИДЕ. Функция пересчета подобрана на основе партий против людей, которые организаторы рейтинга SSDF использовали для калибровки около 1985, 1990, 2000 гг. Поправка берется из расчета +200 эло на рейтинге 1500 SSDF и постепенно снижается до +0 эло на рейтинге 2700, с выходом за границы диапазона.

Функция пересчета:
Поправка = 450 – SSDF/6
или,
Рейтинг = 450 + 0,833 x SSDF

Результаты округлены до десятков. В диапазоне 1750 - 2850 погрешность можно оценить как ±100 эло для каждой программы в отдельности (вследствие обобщения погрешности рейтингов SSDF, FIDE и функции пересчета) и ±30 эло относительно друг друга. В диапазонах свыше 2850 эло и ниже 1750 погрешность значительно больше указанных значений. В верхнем диапазоне вследствие отсутствия возможностей для калибровки рейтинга, а в нижнем диапазоне вследствие окончания основного списка SSDF.

Следует отметить, что рейтинги в верхнем диапазоне практически невозможно соотнести с рейтингами ФИДЕ с приемлемой точностью. В первую очередь из-за того, что плотность позиций в рейтингах зависит от производительности тестовых компьютеров, а соотнести производительность с человеческими шахматами не представляется возможным. Могли бы помочь тестовые партии с людьми, но для этого нужны соперники примерно равной силы, которых, очевидно, на таком уровне нет.

Рейтинги для:
MicroChess - получены на основе данных рейтинга CCRL 40/4, а также тестовым играм, в том числе с программой Chessmaster 11;
Fidelity Chess Challenger - на основе данных www.schach-computer.info , а также Douglas Penrod "Computer Chess Newsletter", Issue 1 (1977);
Sargon - по тестовым играм, в том числе с программой Lucas Chess 8.11;
Sargon II - из Levy/Newborn 1982, ч. 2, стр.83, а также по тестовым играм, в том числе с программой Lucas Chess 8.11.

Рейтинг MChess Pro 5.0 округлен в большую сторону, чтобы согласовать его с рейтингом Chess Genius 3, у которого он также округлялся в большую сторону.
Рейтинги Houdini 1.5, 2, 3, 4 и Stockfish 5 пересчитаны из рейтинга CCRL 40/40, вследствие отсутствия этих программ в рейтинге SSDF.