Классические шашки правила. Как начать игру в шашки, чтобы быстро выиграть? Стратегии для выигрыша в шашки

06/10/2011
Вот и кончилось лето... За это любимое нами время в нашем ассортименте произошло огромное множество изменений, вывесить которые на сайт просто не дошли руки. Сейчас в офисе намного комфортнее, чем на улице, - это поможет нам все необходимые новинки доразместить. А сегодня хотим...
25/02/2011
В преддверие весны с её непременным ощущением близости тепла и отдыха, выездов на дачу и поездок в отпуск мы в спешном порядке ввели в свой ассортимент несколько различных коплектов шахмат на дубовых досках, размерами 33*33 см. Именно этот размер в березовом исполнении по отзывам...
13/12/2010
Вот и Новый год не за горами. А за ним череда выходных, продолжающаяся аж до 10 января. Где встретить Новый год? С кем? А главное, - чем заняться в длинные новогодние каникулы? Мы верим, что Новый год, - праздник объединяющий людей. А значит встречать его будут в компаниях. А значит и...

Правила игры в шашки

Правила игры Русские шашки.


В игре участвуют 2 игрока, каждый из них в начале игры имеет по 12 шашек (у каждого игрока комплект шашек своего цвета стандартно белые и черные). Игра ведется на стандартной шахматной доске (8x8) повернутой так, что бы перед игроком играющим белыми в левом нижнем углу клетка (поле) была черного цвета. В процессе игры используются только 32 поля (черного цвета).

В начальной позиции шашки занимают по 3 горизонтали с каждой стороны.



Играющий белыми ходит первый, далее поочередно по одному ходу за раз. Шашки бывают двух типов: простые и дамки. Дамка обычно обозначается либо двумя шашками, поставленными друг на друга, либо перевернутой шашкой.



На этой картинке изображено различие обозначений простых и дамок, - на полях a1, e3 расположены белые простые, на полях h8, g7 белые дамки, на полях a5, h4 черные простые, на полях b8 и h2 черные дамки. Простая (в начальной позиции все шашки являются простыми) становится дамкой в случае достижения в процессе игры последней, относительно игрока ее "владельца", диагонали.



Белая простая g7 следующим ходом может стать дамкой, пойдя либо на поле h8 либо на поле f6.

Простая может ходить двумя способами:

а) тихий ход - передвижение простой вперед по диагонали на любое свободное соседнее поле (назад тихий ход не осуществляется),



например: в начальной позиции белая простая e3 может пойти на f4 или на d4, в то время как простая a3 имеет только один вариант на b4;

б) бой - при котором простая может перепрыгнуть (ударить, съесть) через простую или дамку соперника, находящуюся на соседнем поле по диагонали, при условии что следующее по той же диагонали поле свободно.



На картинке белая простая может побить в четырех направлениях на с1, g1, c5, g5.

В случае если после боя бьющая шашка имеет возможность побить еще, то бой следует продолжать (бой может осуществляться в любых направлениях с учетом ограничений описанных в пункте 2)



На картинке белая простая может побить в двух направлениях либо e3:c5:e7, либо e3:g5. После боя "битые" шашки соперника снимаются с доски.

Простая в процессе боя достигнувшая последней диагонали становится дамкой и при возможности продолжает бой как дамка, по правилам боя для дамок.



На картинке белая простая b6 может побить 2 шашки окончив бой либо на поле f6 либо g5 либо h4 при этом превратившись в дамку,



на этой иллюстрации белая простая b6 может побить 2 шашки окончив бой либо на поле g5 либо h4 при этом тоже превратившись в дамку).

Ход дамкой также может быть двух типов:

а) тихий ход - двигаться в любом направлении по диагонали, на любое количество полей (только в одну сторону за раз)



Белая дамка может ходить в четырех направлениях на любое из полей g1, c1, d4, c5, b6, f2, d2, f4, g5, h6);

б) бой - при котором дамка, может перепрыгивать через любую простую или дамку соперника находящуюся в любом направлении от бьющей дамки по диагонали, если за ней (простой или дамкой соперника) по диагонали есть свободное поле. Если за бьющейся шашкой в направлении боя есть несколько свободных полей подряд, то бьющая дамка может занять любое из них. Если с одного или нескольких этих полей можно продолжить бой, либо в том же направлении либо перпендикулярно ему то необходимо это сделать по одному из направлений (на выбор) и так далее



У белой дамки есть выбор из трех вариантов боев g1:e3:c1, g1:d4:g7, g1:d4:h8.

После боя дамкой "сбитые" шашки соперника также снимаются с доски.

Если при ходе одного из игроков есть возможность совершить несколько различных тихих ходов и ни одного боя, то игрок может выбрать любой из вариантов (В начальной позиции у белых есть 7 вариантов тихих ходов, и они могут выбрать любой).

В случае если при ходе одного из игроков есть возможность совершить бой и еще несколько тихих ходов, то необходимо бить.



Сделаем пару ходов из начальной позиции с3 - d4, b6 - c5 - теперь белым обязательно необходимо бить d4: b6.

Если есть несколько различных боев и несколько тихих ходов, то нужно выбрать любой из боев.



Ход черных и им необходимо выбирать из двух боев a7: c5 или c7: a5.

Если ход был сделан не по правилам, то необходимо сделать ход заново по возможности той же шашкой.

2. Ограничения.

В процесс боя шашки снимаются после окончания хода (турецкий удар)



Здесь у белых есть замечательная возможность выиграть 1.b2-c3 черные должны бить 1… a5:e1:g3:e5 и все шашку d4 бить нельзя, после чего белые бьют 2. d4:f6:d8:a5 с выигрышем.

Шашку нельзя бить больше чем один раз


Тут изображена позиция, в которой у белых есть несколько вариантов боя: e1:c3:a5; e1:c3:e5:g3:e1; e1:g3:e5:c3:e1; e1:g3:e5:c3:b4, однако все шашки соперника за один раз e1:c3:e5:g3:e1:a5 белые побить не могут, поскольку в этом варианте шашка d2 бьется дважды, а это запрещено.

3. Цель игры.

Побить или запереть (при ходе соперника у него есть шашки, но они не могут совершить ни одного хода) все шашки соперника. Если этого не удается достичь ни одному из соперников, то присуждается ничья.

4. Нотация и условные обозначения.

Каждое поле на шашечной доске имеет свое обозначение. Для этого горизонтальные ряды получают номера от 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, а вертикальные ряды обозначаются латинскими буквами a, b, c, d, e, f, g, h. Поле, находящееся на пересечении вертикали d и горизонтали 4 обозначается как d4. По аналогичной схеме даются обозначения всем полям на доске.



Тихий ход шашкой с поля c3 на поле d4 будет записан как с3-d4 или cd4 (сокращенная запись),



бой же обозначается так e3:c5:e7 или e3:e7 или e:e7.

Запись 11.a3-b4 d6-e5 означает, что на 11-м ходу белые пошли a3-b4, а черные ответили d6-e5

P.S. В последнее время соревнования по русским шашкам проводятся по двум вариантам - классические русские шашки и т.н. турниры с выборочным жребием.

Второй вариант предполагает наличие официально утвержденного списка начальных 2-3 ходов (а также вариант, когда по одной шашке каждой стороны в начале партии занимают какое-либо иное положение - "летучие" шашки). Перед партией (или микро- матчем) соперники жребием определяют номер дебюта или начальной позиции. Данный вариант настольной игры разрабатывался ведущими российскими гроссмейстерами с целью "оживить" игру и избежать предполагаемой "ничейной смерти" русских шашек, где теоретические разработки достигли критического порога. Список дебютов и позиций, применяемых в таких турнирах, постоянно пересматривается и утверждается РФШ раз в два года.

Диагональные шашки.


Правила полностью совпадают с правилами русских шашек, но отличается начальная расстановка.



80-клеточные шашки.


Правила аналогичны русским шашкам, но доска имеет ширину 10 клеток, а высоту 8.

Русские башни.


Правила игры совпадают с шашечным правилами, но отличаются тем, что побитая шашка противника не снимается с доски, а забирается под бьющую башню, причем, если бьется башня, то с нее снимается только верхняя шашка! Если бьются несколько шашек противника, то они забираются одна за другой и на конечном поле образуется "башня" ("столб"). Башня передвигается вся сразу и ходит по правилам своей верхней шашки, как простая либо дамка. Башня, как и одиночная шашка, может проходить в дамки, причем дамкой становится только верхняя шашка. При взятии башни с нее снимается одна верхняя шашка, а находящаяся под ней шашка вступает в права в соответствии со своим цветом. В результате игрок может освобождать свои шашки, захваченные ранее противником, причем ранее сбитая и впоследствии освобожденная дамка в дальнейшем является простой

Международные шашки.

Игра ведется на доске 10х10 клеток. Шашки занимают первые четыре ряда с каждой стороны, располагаясь на темных клетках.

Противники ходят поочередно, перемещая шашки своего цвета. Обычная шашка (в начале партии все шашки обычные) может совершать два типа ходов:

Тихий ход - перемещение шашки на одно поле вперед по диагонали. Согласно правил игры, тихий ход возможен, если соответствующее поле свободно и нигде на доске не требуется выполнить взятие шашки соперника.

Взятие шашки противника - перемещение шашки на два поля вперед или назад по диагонали, перепрыгивая при этом через шашку противника, которая затем снимается с доски (простая шашка может бить назад).

В международных шашках, в отличие от русских, при бое простой шашкой через "поле превращения" (одно из полей дальней от игрока горизонтали) она не превращается в дамку, и продолжает бой по правилам простой.

Когда обычная шашка достигает последней горизонтали она становится дамкой. Дамки способны перемещаться на произвольное количество полей по диагонали, причем как вперед, так и назад.

По правилам игры в международные шашки - взятия шашек противника обязательны. Если после взятия одной, есть возможным побить ещё одну шашку соперника, взятие продолжается. Если существует несколько вариантов битья, бить необходимо максимально возможное количество шашек.

В международных шашках выигрывает тот, кому удалось уничтожить или заблокировать движение всех шашек противника.

Шашки - уголки.

Игра ведется на доске 8х8. Каждый игрок имеет по девять шашек, которые располагаются в форме квадрата 3х3 в первом ближнем (для каждого) углу доски. В настольной игре уголки шашки ходят на одну клетку, соседнюю по горизонтали или вертикали, или прыгают через фишку, которая стоит на соседней (по горизонтали или вертикали) клетке, если за ней место свободно. В шашки уголки выигрывает тот кто первым займет угол противника.

Шашки - поддавки.

Правила игры в шашки-поддавки аналогичны правилам в русские или международные шашки, только цель игры - поддать или запереть все свои шашки.

Чеккерс.

Чекерс (Checkers) - самая популярная в США настольная игра. Правила игры в Чекерс очень похожи на правила игры в русские шашки, но имеют следущие отличия:

Простая шашка не может бить назад;

Дамка может ходить только на одно поле в любом направлении;

Бить можно произвольное количество шашек.

Шашки — одна из самых популярных настольных игр для детей и взрослых. Но как правильно играть в шашки, соблюдая все правила, знают единицы. И еще меньше людей задумывается над тем, что есть готовые стратегии, которые помогают выигрывать в этой парной игре.

В то же время шашки — эффективный способ развития и обучения ребенка. Они стимулируют логику, стратегическое мышление, усидчивость, выносливость.

Почему важно учить подрастающее поколение этой забаве?

Эта стратегическая игра учит просчитывать наперед, обдумывать свои действия, анализировать шаги противника. На что это похоже? На построение реального бизнеса как большого, так и маленького. Мы живем нынче в эру нишевой торговли и личного бренда, когда действительно важно “делать себе имя”, чтобы заработать на хлеб.

А ребенок учится не благодаря длинным лекциям, нравоучениям или даже чужому опыту. Нет, ребенок учится, когда ему интересно. А интересно, когда есть драйв, игра, движение и ритм.

Показывать азы можно еще с дошкольного возраста, следуя за запросом малыша. Важно не настаивать или заставлять, не сто процентно соблюдать правила и заваливать юного игрока в начале партии, а в открытую показать, как можно, как увлекательно и захватывающе дамка ходит на все поле или фигура “скачет через голову”. Чем меньше ребенок, тем больше игровых моментов необходимо включать. И меньше добавлять оценивание и взрослую иронию.

Кто должен учить играть ребенка в шашки? В идеале, мама или папа. Или бабушка с дедушкой. Особенно если взрослые показывают свой пример игры, а после включают в процесс малыша.

Если такой возможности нет или взрослым не хватает терпения, можно отдать ребенка в специализированную студию. Но этот подход, как русская рулетка — все зависит от преподавателя и коллектива.

Какие бывают разновидности шашек?

На самом деле с шашками существует множество игр. Самые популярные из них:

При этом для развлечения с самыми маленькими детишками можно придумать свои “детские” правила.

Как правильно играть в русский вариант?

Играют на стандартном классическом поле с 8х8 клетками. На двоих игроков используют 24 фигуры — 12 белых и 12 черных. Перед началом игры необходимо правильно поставить доску. Перед участником, который выбрал для себя белые шашки, в нижнем левом углу должна быть клетка белого цвета. Фигуры расставляют, используя только темные поля доски.

Цель игры — “выбить” все фигуры противника либо заблокировать их дальнейший ход.

Ход игры:

Часто задают вопрос: есть ли бой назад обычной шашкой, если это не “дамка”? На самом деле точного ответа нет. Одни версии игры в русском варианте предполагают “бой назад”, другие — нет. Для детей лучше начинать играть с минимальным набором простых правил и не усложнять лишними условностями. Когда они будут усвоены, то можно немного усложнять правила или учить другие варианты игр.

Шашки “по-английски”

Правила игры в английскую версию очень похожи с русскими, но более консервативны. Также игроки расставляют на доске с 24 клеточками фигуры — 12 черных и белых шашек. Разница в том, что первыми делают ход черные. Не разрешен бой назад. “Дамке” можно бить назад только на одну клеточку.

Английский вариант отлично подходит для обучения детей. Ведь правила простые, легко запоминаются.

Игра в “уголки”

Игра проходит на классической доске, размером 8х8 клеток. Участникам дают по 9 фишек. Их необходимо расставить квадратом 3х3. На соседние клеточки фигуры можно перемещать по вертикали либо по горизонтали. Дополнительно можно перепрыгивать через шашки соперника, которые расположены на свободных полях и клеточки за ними свободны.

Основная цель игры — занять свободные уголки противника.

При обучении детей классическим шашкам, можно научить играть и в эту игру. Важно, чтобы ребенок мог усвоить разницу в правилах двух совершенно разных играх.

Игра в пул (Pool)

Игра в пул очень похожа на русский вариант, но есть некоторые отличия. Для игры нужна доска на 64 клетки (это 8х8). Обычно на доске нарисованы клетки двух контрастных цветов — черный, темно-серый или коричневый и белый, светло-серый или бежевый.

Также нужны фигуры двух цветов: 12 светлых и 12 темных.

Главная цель игры пул — выбить все шашки противника или заблокировать все возможные ходы. Также партия считается завершенной, если кто-то из противников сдался или игроки объявили “ничью”.

Ход игры:

Доска, на которой играют, состоит из 32 темных и 32 светлых клеток - они называются ПОЛЯМИ, а печатное изображение доски - ДИАГРАММОЙ. Вот она.

Диаграмма 84

Посмотри: какое поле в левом нижнем углу? Оно ТЕМНОЕ! Доска ставится между игроками тоже именно так - ЕЕ НИЖНЕЕ УГЛОВОЕ ПОЛЕ СЛЕВА ДОЛЖНО БЫТЬ ТЕМНЫМ.
Во время игры шашки передвигаются, но только по темным полям. А записать (и потом прочитать), какой был сделан ход или как стоят на доске шашки, помогает НОТАЦИЯ - система обозначения полей.

Диаграмма 85

Здесь на диаграмме ты видишь, что поля образуют ряды. Ряды, идущие снизу вверх (они помечены сплошными линиями), называются ВЕРТИКАЛЬНЫМИ, или ВЕРТИКАЛЯМИ, а идущие слева направо (помечены пунктиром) называются ГОРИЗОНТАЛЬНЫМИ, или ГОРИЗОНТАЛЯМИ.
Вертикальные ряды обозначаются буквами латинского алфавита-а, b, с, d, е, f, g, h (а, бэ, цэ, дэ, е, эф, же, аш).
Горизонтальные ряды обозначаются цифрами - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
На каждом темном поле вертикальный ряд пересекается с горизонтальным. Поле, на котором пересекается ряд «b» с рядом «2», обозначают b2 (бэ два); поле, где пересекаются ряды «d» и «6», обозначают d6 (дэ шесть). Так обозначают и остальные поля - это ты увидишь на диаграмме 86.

Диаграмма 86

И еще кое-что о доске.
Горизонтальные ряды 1 и 8 называют ДАМОЧНЫМИ РЯДАМИ, а их темные поля (a1, c1, e1, g1, b8, d8, f8, h8) -ДАМОЧНЫМИ ПОЛЯМИ. Вертикальные ряды а и h называются БОРТАМИ, а их темные поля (аЗ, а5, а7, h2, h4, h6) - БОРТОВЫМИ ПОЛЯМИ.
Темные поля, соприкасаясь уголками, как бы образуют цепочки - это ДИАГОНАЛИ. Они имеют названия.

Диаграмма 87

Диагональ, обозначенная жирной чертой (она идет от а 1 до h8) - БОЛЬШАЯ ДОРОГА, или БОЛЬШАК.
Двойными чертами обозначены двойники. Их два: тот, что ближе к тебе (а7 - g1),- нижний, а второй (b8-h2) - верхний.
Две диагонали, обозначенные тройными чертами (аЗ -f8 и c1-h6) -ТРОЙНИКИ. Их тоже два - нижний и верхний.
И наконец, диагонали, обозначенные волнистой линией (e1 - h4, h4 - d8, d8-а5, а5-e1), образуют КОСЯК.
А теперь скажи ты:
1. Какого цвета должно быть угловое поле возле левой руки игрока?
2. Что такое шашечная нотация?
3. Чем обозначаются вертикали? Чем - горизонтали?
4. Назови поля большой дороги, затем поля двойников, потом - тройников.
5. Как ты уже знаешь, на доске есть 32 темных поля. Теперь сосчитай - из скольких полей состоит большая дорога, из скольких оба двойника, из скольких оба тройника, из скольких косяк. Сложи эти четыре числа - получится больше, чем 32. Подумай: почему?
Ответы проверь сам, прочитав предыдущий текст.

О ШАШКАХ

Сражение ведут два ПРОТИВНИКА. Перед началом его у каждого под командованием войско из двенадцати шашек. У одного - белые шашки, у другого - черные.

Диаграмма 88

Так расставляют шашки до начала игры - белые на a1, аЗ, b2, c1, сЗ, d2 и т. д., черные на а7, b6, b8, с7, d6, d8 и т. д. Затем противники приступают к боевым действиям - поочередно передвигают свои шашки, ХОДЯТ. Первыми белые, потом черные, опять белые и т. д. Кому играть белыми, определяют жребием.
Шашки бывают ПРОСТЫМИ и ДАМКАМИ, но вначале все - простые. А когда простая попадает на дамочное поле в лагере соперника, она превращается в дамку, что обозначают двумя шашками, поставленными одна на другую.
Цель игры - уничтожить (побить и снять с доски) все шашки противника или же лишить его возможности сделать ход. Но подробнее об этом - чуть дальше.

КАК ШАШКИ ХОДЯТ

Передвигаются шашки по диагоналям. Такое передвижение с одного поля на другое называется ХОДОМ. Есть два вида ходов: ТИХИЙ (без взятия неприятельских шашек) и УДАРНЫЙ (когда бьются и снимаются с доски неприятельские шашки).
Записать ход можно так - указать поле, на котором шашка стояла, и поле, на которое она пошла. При записи тихого хода между обозначенными полями ставится тире.

КАК ЖЕ ДЕЛАЮТ ТИХИЙ ХОД?

Простая при тихом ходе передвигается по диагонали и ТОЛЬКО ВПЕРЕД - на соседнее свободное поле. Посмотри -

Диаграмма 89

Белые тут могут сделать любой из показанных стрелками ходов. Простая d2 может пойти на сЗ (что запишется d2-сЗ) или на еЗ (d2 - еЗ); простая е7 может пойти либо на d8 (е7 - d8), либо на f8 (е7 - f8), превращаясь в том и другом случае в дамку; простая g1 имеет только ход g1-f2.
Черные могли бы здесь пойти b2-a1, превращая простую в дамку, а могли бы и g5-f4 или g5-h4.
Дамка подвижнее простой. При тихом ходе она может продвинуться по диагонали КАК ВПЕРЕД, ТАК И НАЗАД, перейдя через любое количество свободных полей.

Диаграмма 90

Белая дамка b2 может пойти на аЗ (b2 - аЗ), или на c1 (b2 - c1), или на любое из полей большой дороги. Белая дамка еЗ может пойти на d4, на с5, на f2, на g1, а также на любое поле нижнего тройника. (Из всех этих ходов для белых лучший еЗ-с5, а почему - ты пой­мешь, когда прочитаешь об ударных ходах.) Черная дамка могла бы пойти на h4, на f2, на e1, а также на любое поле верхнего двойника.

А КАК ДЕЛАЮТ УДАРНЫЙ ХОД?

Простая, совершая ударный ход, перепрыгивает через рядом стоящую шашку противника (если за ней свободное поле) - БЬЕТ ЕЕ, после чего побитую шашку снимают с доски. Бить можно не только вперед, НО И НАЗАД, причем сразу несколько шашек. Смотри -

Диаграмма 91

Белые идут дамкой d4 - сЗ, черная простая теперь должна побить дамку d2:b4 (в записи хода со взятием вместо тире ставится двоеточие). И тогда белая простая бьет так - a3:c5:e7:g5, после чего побитые ею шашки с доски снимаются. Записывают такой ударный ход короче- аЗ: g5.
Вот еще случай взятия простой шашкой.

Диаграмма 92

Белые идут g3 - f4, и черные должны эту шашку побить. Но как? Можно е5: g3, а можно еЗ: g5. ВЫБОР ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ БЬЮЩЕМУ. Конечно, тут играющий черными побьет е5: g3 (скажи - почему?). Но предположим, что он ошибся и побил e3:g5. Те­перь уже выбор между h4: d8 и h4: d4 за белыми. Разумеется, они побили бы h4:d8, и их простая превратилась бы в дамку.
Теперь о том, как бьет дамка. Совершая ударный ход, она перепрыгивает через шашку противника, находящуюся на ее пути, и ставится за нею на любое свободное поле, после чего побитая шашка снимается с доски. Дамка тоже может бить и вперед и назад, а также за один ход может побить несколько шашек.

Диаграмма 93

Здесь из трех белых дамок бить может только одна. Дамке аЗ нельзя бить, так как пришлось бы перепрыгнуть через свою же шашку (b4). Не может бить и дамка b8, так как через две рядом стоящие шашки перепрыгивать нельзя. Белые бьют так: f8:c5:f2:h4:f6:a1, что записывается короче - f 8: а 1. После хода все побитые шашки (d6, еЗ, g3, g5, е5) снимаются с доски. Делая этот ударный ход, белая дамка имела право остановиться не на a1, а на b2 (или сЗ, или d4), но это, конечно, было ей невыгодно: тогда ответным ходом ее побила бы черная дамка h8.

Диаграмма 94

Белые тут идут 1. f2 - еЗ. Черная дамка бьет 1... h6:d2. Как теперь может бить белая дамка? Смотри - 2. e1:c3:f6:h8; 2. e1:сЗ:f6: d8:a5; 2. e1:b4:f8:h6; 2. e1:a5:c7:f4 (g3 или h2); 2. e1: a5: d8:f6:h8; 2. e1: a5: d8: f6: d4 (сЗ, b2 или a1). Из шести возможностей белые имеют право выбрать любую. Как видишь, они одним ходом побьют и снимут с доски почти все шашки соперника.
Почему же черные позволили белой дамке проявить такую прыть? Почему они своей дамкой h6 побили специально подставленную им ходом 1. f2 - еЗ шашку? Потому что есть правило -
БИТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!
Таким образом, если шашки твоего противника оказываются под ударом, ТЫ ОБЯЗАН ИХ ПОБИТЬ, выгодно это тебе или нет. И нельзя прекращать удара, не побив все шашки, которые можно взять этим ударным ходом. Разумеется, так обязан поступать и твой соперник: когда у него под ударом твои шашки, он должен их побить.
Теперь еще одно правило.
Когда простая попадает на дамочное поле тихим ходом, то она превращается в дамку, но бить как дамка может только после ответного хода противника; когда же простая попадает на дамочное поле ударным ходом, то она превращается в дамку и сразу же бьет дальше как дамка (если, конечно, ей есть что бить). На диаграммах 95 и 96 видно, как это происходит.

Диаграмма 95 Диаграмма 96

Если белые пойдут 1. е7 - d8 (диаграмма 95) то их простая превратится в дамку, но не бьет сразу шашку b6, а ждет ответного хода. Черные же отвечают 1...d2-e1 (теперь это дамка) и выигрывают: 2. d8: а5 с5-b4 3. а5: сЗ e1: а5.
А на диаграмме 96 после 1. g3 - f4 еЗ: g5 белая простая h4 попадает на d8 ударным ходом и потому, превратившись в дамку, сразу же бьет дальше - 2. h4:d8:a5:e1, то есть 2.h4: e1 с выигрышем белых.
И наконец, ты должен запомнить еще три условия, связанные со взятием.
1. ПРИ УДАРЕ МОЖНО СНИМАТЬ ШАШКИ С ДОСКИ ЛИШЬ ПО ОКОНЧАНИИ ХОДА.

Диаграмма 97

Это условие требует, чтобы белые били тут так - e1: а5: с7: е5, и стоп! Простую d4 бить нельзя: за ней нет свободного поля - там стоит шашка сЗ, которая хотя и побита, но может быть снята с доски только после окончания хода. Поэтому белые, закончив удар 1. e1:e5, ставят дамку на е5 и снимают шашки сЗ, b6, d6. Черные в ответ берут дамку-1...d4:f6.
Такой удар, при котором уже побитая, но не снятая с доски шашка останавливает дамку, называется ТУРЕЦКИМ УДАРОМ.
2. ПРИ УДАРЕ НЕЛЬЗЯ ДВАЖДЫ ПЕРЕПРЫГИВАТЬ БЕРУЩЕЙ ШАШКОЙ ЧЕРЕЗ ОДНУ И ТУ ЖЕ ШАШКУ ПРОТИВНИКА.

Диаграмма 98

Как белые обязаны здесь бить? Так - b2: f 6...(и пока не снимать шашку d4 с доски - удар еще не окончен)... f6: d8: b6. Но не дальше!
Ведь шашку f 2 бить нельзя, потому что пришлось бы второй раз перепрыгнуть через шашку d4. Дамка останавливается на b6, и черные бьют ее-а5:с7.
Это тоже был турецкий удар: дамку остановила уже побитая ею шашка d4.
3. ПРИ УДАРЕ РАЗРЕШАЕТСЯ МНОГОКРАТНО ПЕРЕХОДИТЬ ЧЕРЕЗ ОДНО И ТО ЖЕ СВОБОДНОЕ ПОЛЕ.

Диаграмма 99

Белые здесь могут (и обязаны!) побить так - 1. аЗ: d6:g3:e1:а5:с7. Дамка тут дважды переходила через поле b4, но это разрешается, так как оно свободное. После удара дамки черные заберут ее 1...d8:b6.

ЕЩЕ О ЗАПИСИ ХОДОВ

Если нужно записать партию, ходы пишут столбиками: слева - белых, справа - черных. Значит, ХОД БЕЛЫХ И ОТВЕТ ЧЕРНЫХ БУДУТ СТОЯТЬ ПОД ОДНИМ ПОРЯДКОВЫМ НОМЕРОМ. Вот так:
Петя Андреев Саша Лядов
1. сЗ-d4 d6-с5
2. b2 - сЗ е7-d6
3. a1- b2 d6- е5
4. g3-h4 с5-b4
5. аЗ:с5 е5-f4
6. еЗ:е7 f8: b4
7. сЗ:а5 h6-g5
8. h4:f6 g7:a1
Черные прошли в дамки и должны выиграть.
Запись партии можно вести и в строчку:
Петя Андреев - Саша Лядов: 1. сЗ-d4 d6-с5 2. b2-сЗ е7-d6 3. a1- b2 d6- е5 4. g3-h4 с5-b4 5. аЗ: с5 е5-f4 6. еЗ: е7 f 8: b4 7. сЗ: а5 h6-g5 8. h4: f6 g7: a1 и т. д.
Иногда применяется сокращенная нотация: не указывают номер ряда, с которого пошла шашка, и не пишут тире и двоеточия:
Петя Андреев - Саша Лядов: 1. cd4 dc5 2. bсЗ ed6 3. ab2 de5 4. gh4 cb4 5. ас5 ef4 6. ее7 fb4 7. са5 hg5 8. hf6 ga1 и т. д.
А как записать положение шашек на доске? Смотри- вот запись позиции на диаграмме 94.
Белые: Д.е1, np.c1, f 2; черные: Д.h6,пр.b6,е5,е7,g7.
«Д» означает дамки, «пр.» - простые. Если в пози­ции нет дамок, то при записи можно не ставить «пр.».
В КНИГАХ ДИАГРАММЫ ВСЕГДА РАСПОЛОЖЕНЫ ТАК, ЧТО ЛАГЕРЬ БЕЛЫХ НАХОДИТСЯ ВНИЗУ.
ЕСЛИ НАПЕЧАТАНА ПОЗИЦИЯ И НЕ УКАЗАНО, ЧЕЙ ХОД, ЗНАЧИТ, ХОД БЕЛЫХ.
Нужно знать и такие обозначения:
X - и выигрывают.
! - отличный ход.
!! - замечательный ход.
? - слабый или ведущий к проигрышу ход.
? ? - грубая ошибка.

ЧТО СЧИТАЕТСЯ ПОБЕДОЙ?

ВЫИГРАВШИМ ПАРТИЮ СЧИТАЕТСЯ ТОТ, КТО ЗАБЕРЕТ ВСЕ ШАШКИ ПРОТИВНИКА ИЛИ ЛИШИТ ИХ ХОДА. ЕСЛИ ЖЕ НИ ИГРАЮЩИЙ БЕЛЫМИ, НИ ИГРАЮ­ЩИЙ ЧЕРНЫМИ СДЕЛАТЬ ЭТО НЕ СМОЖЕТ, ПАРТИЯ ПРИЗНАЕТСЯ НИЧЬЕЙ.

Диаграмма 100

Тут белые выигрывают, забирая все черные шашки: 1. g3-f4 e5:g3 2. h2:g1X.

Диаграмма 101

Здесь был ход черных. Они могли пойти 1...h2-g1 (чтобы потом ходить дамкой вверх и вниз по нижнему двойнику) и тогда выиграли бы. Черные же сделали соблазнительный (забрать шашку!), но плохой ход - 1...h2 - е5?, и игра закончилась так: 2. b2 - сЗ! e5:a1 (если 2...е5:b2, то 3. аЗ-b4 а5:сЗ 4. c1:a3, и черные сами должны отдать свою последнюю шашку) 3. аЗ - b4! а5: сЗ 4. c1 -b2 сЗ-d2 (другого хода нет) 5. e1: сЗ - победа белых: они лишили противника возможности сделать ход - заперли его дамку.
Ну вот ты и узнал почти о всех правилах шашек. Теперь можешь сам вести с друзьями сражения на шашечной доске. Советуем в этих сражениях придерживаться двух следующих обязательных при игре правил поведения.
ТРОНУЛ -ХОДИ!
Это значит, что игрок, дотронувшийся до своей шашки (когда его очередь ходить), обязан ею сделать ход (если, конечно, такое возможно).
ОТНЯЛ РУКУ -ХОД СДЕЛАН!
А это означает, что игрок, передвинувший свою шашку и уже отнявший от нее руку, не имеет права, спохватившись, пойти этой шашкой на другое поле.
Поэтому, если нужно подвинуть шашки, чтобы они стояли аккуратнее, то прежде, чем дотрагиваться до них, следует предупредить противника словом «ПОПРАВЛЯЮ».

Шашки, в некотором роде – это игра с хитростями, обманчивой простотой и необходимостью создания полноценной стратегии нападения, поэтому важен буквально каждый ход, особенно первый! Почему это так важно? Все предельно просто, ведь с умным подходом первый ход в шашках вполне может стать гарантией победной партии.

Как правильно сделать первый ход в шашках?

За какое количество ходов можно полностью «разбить» противника? Без сомнений, никто не станет специально проигрывать, но чисто теоретически «загнать врага в угол» можно уже после второго хода, что наглядно доказывает необходимость успешного старта. Рассмотрим несколько примеров.

Пример один:

  • Ход 1 — cd4 \ hg5
  • Ход 2 — bc3 — ?

Достаточно внешне посмотреть на данное положение шашек, чтобы понять, что черные автоматически подставляют себя под ловушку и существует огромная вероятность совершения хода на «de5» .

Это называется методом «крова» и актуальной проблемой новичков, так как в ближайшие ходы белые с легкостью уберут с доски минимум 1 черную шашку.

Пример два:

  • Ход 1 — ef4 \ dc5
  • Ход 2 — fe3 \ cd4

После этого у игрока, играющего за черных есть огромный шанс убрать сразу 2 шашки противника за один только 3 ход.
Ход 3 — ce5 \ fh4Но,

чтобы понять всю важность того, как нужно планировать первый ход в шашках , важно обратить внимание на тот факт, что даже после этого белые имеют огромный шанс создать жесткую ловушку для черных и добиться победы.

Например:

  • Ход 4 — ce5 \ fd4
  • Ход 5 — fg5 \ hf4
  • Ход 6 — gc3 \ ?

В результате именно удачный или правильно спланированный первый ход в шашках и подарил белым «красивую» победу всего в 6 ходов!

Другие ошибки новичков, которые совершают еще с первого хода

Кроме этого, многим игрокам свойственно попадать и в другие ловушки противника, среди которых присутствует жажда быстрой победы и дамки. Всегда важно учесть, что по своей задумке первый ход в шашках является практически ключевым во всей партии, ведь именно передние шашки не дают другим двигаться. Кроме этого, подобная задумка ограничивает количество вариантов развития событий к минимуму, а конкретней к тому количество ходов, которые профессиональный игрок может и вовсе с легкостью запомнить. Именно поэтому, важно помнить, что первый ход в шашках – это создание не только успешной тактики нападения, но и личной защиты.

20 вариантов ходовых комбинаций в шашках

Как и говорилось, существует только определенное число ходов, направить противника на которые можно с легкостью именно с первых движений. Как только он окажется на запланированном Вами сценарии – победа — это скорее вопрос личной продуманности и памяти, ведь у второго игрока останется не так и много вариантов противодействия. Всего таких комбинаций существует 20, на которые направляет первый ход в шашках с любой стороны (как со стороны белых, так и черных).

Рассмотрим многоходовую ловушку в 13 ходов, которая, так или иначе, приведет умного игрока к победе.

Ход 1 – g3-f4 \ f6-e5

По замыслу он «визуально» не предвещает приставление никакой ловушки, но это, без сомнений, не так.

Ход 2 – h2-g3 \ g7-f6

Как видно, оба игрока ведут вполне осторожный способ заманивания своего противника, что уже усложняет процесс создания ловушки в течение ближайших ходов.

  • Ход 3 – сЗ-b4 \ e5-d4
  • Ход 4 — e3:c5 \ b6:d4

Уже на данной стати заметно, что стороны реализуют свои продуманные тактики, но пока что играют полностью на равных.

  • Ход 5 — b4- a5 \ f6-g5
  • Ход 6 — d2-e3 \ d6-c5

Как не крути, белые активно играть в сторону своего проигрыша, что противник просто не может не использовать.

Ход 7 — c1-d2 \ g5- h4

Сейчас черные повели себя крайне неосторожно, но в условиях созданного расположения шашек, особого выбора у них не было.

Ход 8 — d2-сЗ \ e7-d6!

Теперь можно и разобрать то, что только что произошло. Стоит отметить, что сама данная тактика имела реальное место в профессиональной игре Е. Лысенко против Ю. Арендта и, по-своему, являться идеальным примером того, насколько важным является первый ход в шашках. Сделав всего один крайне неосторожный ход, белые уже допустили сознательное поражение и все дальнейшие ходы будут исключительно для создания финальной точки встречи. По-своему, Ю. Арендт подобным ходом допустил ужаснейшую ошибку свойственную даже профессионалам.

  • Ход 9 – cЗ:e5 \ h6:g5
  • Ход 10 — f4:h6 \ d6:d2
  • Ход 11 — e1:c3 \ c5-b4
  • Ход 12 – aЗ:c5 \ c7-b6
  • И финальный 13 ход — a5-c7 \ b8:d2X

Завершение и итог

На основе всего этого можно с уверенностью сказать, что первый ход в шашках, как и сама игра, намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. Поэтому, чтобы не предпринимал противник, крайне важно трезво оценивать все его возможности и если же подойти к игровому процессу с умом – добиться полного поражения противника можно будет за минимальное количество ходов. Главное помнить, что спешить делая необдуманные ходы определенно не стоит, а вот правильно обдумывать свою тактику обязательно нужно!

Ну и, напоследок помните, что добиться полного познания всех хитростей шашек за день определенно нельзя, но вот учится можно, что и стоит делать в целях собственного совершенства.


Шашки являются, пожалуй, второй по популярности настольной игрой в мире, уступая пальму первенства лишь своим старшим братьям — нардам.

История их происхождения насчитывает несколько столетий, а первые игры, подобные шашечным, существовали ещё в Древнем Египте в 1600 году до нашей эры.

На протяжение последующего времени, шашки завоевали популярность во всём мире – археологические раскопки доказали, что плоские фигурки из янтаря или более простые варианты из камня, использовались для умственного развлечения ещё в Киевской Руси.

В 12 веке они появились на территории Франции, а на два столетия позже – в Англии, где активно использовались не только для отдыха, но и для проработки тактики ведения рыцарских боёв.

Интересный факт! Пётр Первый, известный реформатор и новатор своего времени, с юных лет проявлявший интерес к развивающим наукам, уделял шашкам особенное значение. Во дворце даже существовала специальная комната, отведённая для игры, в которой император любил проводить своё свободное время.

И сегодня это любимая многими настольная игра, ставшая одним из самых доступных и массовых видов спортивных состязаний.

Шашечный спорт развивается во всём мире:

  • Ежегодно проводятся турниры разного масштаба, от районных соревнований до континентальных чемпионатов мира.
  • Образовываются клубы любителей – шашистов.
  • Функционируют и развиваются школы для начинающих детей, в которых своим опытом с юными спортсменами делятся настоящие профессионалы.

Если вас увлекает магия игры и вы хотите не только научиться правильно ходить, но и отточить свои логические способности, или мечтаете научить ребенка интересно и с пользой проводить время не за компьютером, мы подскажем, как правильно играть в шашки чтобы выиграть.

Итак, разберём правила игры в русские шашки:

  1. В состязании участвуют два игрока, каждый из которых имеет свой комплект из 12 фигур белого или чёрного цвета.
  2. Игра ведётся на стандартной шахматной доске 8 х 8, повёрнутой так, чтобы по горизонтали были буквы, а по вертикали – цифры.
  3. Шашки выставляются только на чёрные клетки таким образом, чтобы заполнить три горизонтальных ряда со своей стороны. Таким образом, между фигурами противника остаётся две свободных полосы.
  4. Шаги выполняются поочерёдно, причём первый ход делает игрок с белыми фигурами.
  5. Ходить разрешается только по чёрным квадратам доски.
  6. Если за шашкой имеется пустая чёрная клетка, то она обязательно должна быть «убита» — первый игрок переносит свою фигуру на свободный квадрат, а фишка противника снимается с доски.
  7. За один ход бьют столько фигур, сколько можно переступить, без ограничения в количестве.
  8. Существует правило зафук, согласно которому игрок, не заметивший возможность «съесть» шашку противника, должен вернуться назад на свою клетку и правильно повторить ход.Это положение пришло на замену устаревшему правилу фука, при котором фигура, сделавшая неправильный шаг, считалась «убитой» и снималась со стола, а ход не повторялся.
  9. Если в результате игры простая шашка достигает последней горизонтали на стороне противника, она переворачивается вверх дном и получает название «дамка» с увеличенными возможностями по взятию фигур соперника.Дамка может передвигаться по всей длине диагонального ряда, «съедая» на своём пути все вражеские фишки.
  10. И простая шашка, и дамка могут «бить» фигуры в любом направлении – назад и вперёд. Но, в отличие от того, как ходит дамка, простая шашка не может сделать ход назад, если он не ударный.
  11. Одним из тактических приёмов игры является «сдача» одной или нескольких собственных фигур для получения возможности сделать ход или для других преимуществ в игре.
  12. Игра заканчивается победой одного из игроков, если тот «побил» все шашки соперника, или ничьёй, если на доске фигуры располагаются таким образом, что дальнейшие ходы невозможны с обеих сторон.
  13. Если на доске не остаётся ни одной простой фигуры, а только дамки, разрешается сделать 15 ходов, после которых либо определяется победитель, либо признаётся ничья.

Обратите внимание! В других разновидностях игры могут существовать некоторые различия в правилах. Так, например, в канадские шашки играют на доске, размером 12×12, а в английском варианте первый ход делают «чёрные».

Контроль времени

Для того, чтобы обозначить временные рамки, на международных соревнованиях принято использовать несколько классификаций длительности игры:

  • Классические шашки – 1 час на партию.
  • Рапид (быстрая игра) – 15 минут на партию.
  • Блиц (молниеносная игра) – 3 минуты на партию.

При необходимости, судья может добавить некоторое количество времени за каждый сделанный ход до конца партии.

Обратите внимание! Подобно шахматному турниру, игроки также ведут нотацию, то есть делают запись своих маневров, в которой сокращённо обозначают характеристику хода или тактический приём.

Словарь терминов

Как и в любых спортивных состязаниях, в шашках существует собственная терминология, при помощи которой опытные игроки обозначают своё действие, период игры или положение фигур на доске.

Для новичков не лишне будет разобраться в специальных выражениях, используемых шашистами, чтобы познать все тонкости и секреты этого интеллектуального вида спорта.

Термин Объяснение
Атака Наступление одной из сторон
Блокада Ситуация, при которой невозможно продвижение шашки в любом направлении
Большинство (правило большинства) Принятое в некоторых разновидностях игры правило, при котором игрок обязан из любых возможных вариантов своего хода выбрать именно тот, при котором его шашка бьёт наибольшее число фигур противника
Вилка Позиция, при которой на доске остаётся одна дамка против двух простых шашек противника
Гамбит Жертва своей фигуры в самом начале партии для получения инициативы в игре
Дамка Самая сильная фигура на доске, обладает возможностью бить в любом направлении, и брать любое количество шашек противника
Жертва Умышленная потеря своей фигуры, в целях получения дальнейшей выгоды
Ловушка Положение, в которое соперники пытаются вовлечь друг друга для установления выигрышной позиции
Ничья Результат партии, при котором не определяется ни победитель ни побеждённый
Поддавки (обратные шашки) Разновидность игры, конечным результатом которой является не захват всех фигур противника, а сдача своих
Позиция Расположение фигур на доске
Рубить Снять шашку противника, находящуюся под ударом, и поставить на её место свою
Тихий ход Простой ход шашки, без взятия фигуры противника
Ударный ход Ход, при котором «съедается» одна или несколько фигур противника
Фланг Одна из сторон шашечной доски
Цугцванг Положение, при котором любой ход приводит только к ухудшению собственной позиции
Эндшпиль Заключительная фаза игры

В нашей статье мы попытались кратко и доступно рассказать о самых распространённых правилах, применяемых для игры в шашки. Но по – настоящему хорошо играть сможет лишь тот, кто возьмёт уроки у опытного шашиста, который поэтапно раскроет все уровни мастерства.

Шашки – это прекрасный способ раннего развития детей. Играть в них можно с самого юного возраста и до старости. Набор фигур и доску легко приобрести в любом магазине спортивных товаров или отделе развивающих игр.

Стоимость такого товара доступна каждому, а польза, приносимая этой интеллектуальной игрой, и удовольствие от победы, смогут надолго держать в тонусе умственные способности и добавить позитива в нашу повседневность.

Полезное видео